Netflix объединяет мастеров анимации и реабилитирует «Терминатора» в жанре хоррор.
События разворачиваются в Токио в 1997 году. Компьютерный инженер Малкольм Ли близок к прорыву в создании автономного искусственного интеллекта «Кокоро». Ученый узнает, что мир близок к апокалипсису и остановить катастрофу уже невозможно, тем более что «Скайнет» отправляет киборга-убийцу из будущего ради уничтожения Малкольма. Но человеческое сопротивление не дремлет, и солдат Эйко тоже перемещается в 1997-й, чтобы помешать планам «Скайнет». Под угрозой жизнь не только ученого, но и его детей, опекает которых Мисаки – няня, за чьей человеческой кожей спрятан кибернетический механизм.
В последние десятилетия франшиза о Терминаторе находится не в лучшей форме. Провал «Темных судеб» в 2019 году многое поведал о мрачной судьбе киносериала – детище Джеймса Кэмерона уже едва ли возможно спасти. У анимации, впрочем, дело обстоит куда перспективнее – в некоторых случаях она оживляет дряхлеющие франшизы через открытие новых веток в сюжете и небанальные ревизии. Так, «Аниматрица» не позволила отправить в утиль трилогию Вачовски – еще одну известную работу на поле судьбоносной войны людей и машин. Дошла очередь и до обновления «Терминатора», на этот раз созданного под чутким руководством японской Production I.G и американской Skydance Media. Первые, к слову, прославились работой над легендарным «Призраком в доспехах» и аниме-сегментом из тарантиновского «Убить Билла».
В противостоянии солдат и киборгов наблюдалась главная проблема – заезженность схемы, когда из фильма в фильм повторялся трюк с путешествием во времени и предсказуемой охотой роботов на людей. «Терминатор: Зеро», с одной стороны, эксплуатирует ее снова, проходясь по заветным тропам франшизы, с другой – дает сюжету новую удачную подкладку, как персонажную, так и философскую. Из истории ушел Джон Коннор, но появился ученый Малкольм Ли – теперь на его плечи легли моральные вопросы о предназначении искусственного интеллекта (вероятно, по окончании просмотра захочется снести все умные чаты и стать на сторону неолуддизма).
Если фильмы не так подробно заходили за порог Судного дня, петляя по туннелям прошлого и будущего, то сериал Масаси Кудо сосредотачивается именно на апокалипсисе: машины выходят из-под контроля, улицы заполняются армией киборгов, удары ядерных ракет оставляют от человечества радиоактивный пепел, а служащие, казалось бы, человеку ИИ ведут свою игру и стремятся к единоличной власти. Сложная дилемма, которую поставил еще Кэмерон: машины-спасители и машины-истребители, их раздвоенность на уровне задачи и служения – на теме сценарий отыгрывается сполна, предлагая понаблюдать за киборгом Мисаки (в этот раз никаких пудовых бодибилдеров по образу и подобию Шварценеггера, сериал работает с женскими моделями протагонистов).
«Зеро» не только подробно обрисовывает нашествие киборгов, но и возвращает атмосферу ледяного хоррора – по тональности, темпу событий и уровню графического насилия чувствуется, что ориентиром для авторов был первый фильм Кэмерона (есть даже сцена в участке, сделанная по заветам культовой картины 1984 года). Сериал Кудо не знает пауз в кровопролитии, раздавленных черепах и сломанных конечностях. Поскольку действие разворачивается в Японии 90-х годов, тамошние ограничения на огнестрельное оружие внесли свое лепту как в сюжет, так и в стилистику – робот-убийца, например, регулярно расчехляет модифицированный арбалет. Перенос истории в Японию – ход в целом удачный, добавляет проекту сходства с самыми отвязными хитами киберпанка, например, с «Призраком в доспехах» и «Акирой».
Понятный скепсис к новой итерации «Терминатора» быстро сменяется приятным удивлением: авторы, быть может, и не распутывают сложный временной клубок (скорее только усложняют), но погружают в мрачный мир, по которому ползет механический ужас. Цветовая палитра приглушенная, кадр наполняют обтянутые кожей роботы-убийцы, а улицы городов полыхают от хаоса – «Терминатору» сходит с рук все, даже знакомые банальности: начиная от эпизодов брутального экшена, поставленных с оглядкой на Кэмерона, и заканчивая философскими сентенциями о свободе воли (говорят о том же, о чем и в первых фильмах, но размашистее – на целых восемь серий). Можно ли сказать, что сериал нашел рецепт по освежению изношенной франшизы? В какой-то степени, безусловно. Надолго ли этой схемы хватит, когда будет перейден рубеж первого сезона, – уже другой и более спорный вопрос.
Ожидал многого, ничего не получил.
Скучный сериал. И много сценарных косяков.