Достойное завершение истории сексуального становления подростков из Мурдэйла.
2023 год ознаменовал собой уход сразу нескольких зрительских любимчиков. Казалось бы, после потери «Наследников», «Удивительной миссис Мэйзел» и «Барри» уже ничего не страшно, однако финальный сезон нетфликсовского хита «Сексуальное просвещение» доказал, что это ощущение обманчиво. Подростки английского городка Мурдэйл окончательно выросли и попрощались с пубертатом — каждый из них оказался на пороге новой жизни и, возможно, впервые осознал всю неопределенность будущего. Впрочем, некоторые фишки сериала остались на своих местах: мама Отиса Джин (Джиллиан Андерсон) все так же мудра и аристократически прекрасна, пусть и в работе с секспросветом ей в этот раз не особенно везет.
Действие четвертого сезона «Сексуального просвещения» стартует с началом нового учебного года: Отис (Эйса Баттерфилд), Эйми (Эйми Лу Вуд), Эрик (Шути Гатва), а также Руби (Мими Кин) переходят в новый прогрессивный колледж Кавендиш, где есть звуковые джакузи, специальные курсы йоги и медитации, безбашенные квир-дискотеки и даже собственный секс-эксперт О (Таддеа Грэхэм). Отис пытается приструнить новоиспеченную конкурентку, однако студенты Кавендиша, ориентированные на бескомпромиссную позитивность и всепринятие, реагируют на его потуги довольно скептически. Эрик, в отличие от Отиса, быстро вливается в коллектив и ожидаемо отдаляется от лучшего друга. Мэйв (Эмма Маки) учится в американском колледже и пытается получить место стажера у преподавателя Моллоя (Дэн Леви), однако тот открыто сомневается в таланте девушки, чем в очередной раз калечит ее самооценку.
Каждый сезон «Сексуального просвещения» так или иначе раскручивался вокруг полового воспитания подростков, однако к финальной главе сериала шоураннерка Лори Нанн как будто окончательно растеряла интерес к этой теме. Главные герои — Отис, Мэйв, Эрик, Адам, Эйми — и даже более второстепенные в лице Джексона (Кедар Уильямс-Стирлинг), Вив (Чиненье Эзеуду) или Джин — больше не шокируют зрителей интимной откровенностью, исключение составляет разве что пилотная серия, в которой full frontal максимально несексуализирван и имеет скорее юмористический оттенок. Подростки Мурдэйла вступают в новую реальность, от которой всем становится немного не по себе: Кавендиш, который на первый взгляд кажется оплотом так называемой роскошной жизни и инклюзивности, на деле страдает от не меньшего числа проблем, чем их старая школа. Каждый студент колледжа пытается быть лучшей версией себя, чтобы максимально не выделяться на фоне других, — в ход идет старое доброе лицемерие и замалчивание наболевших проблем. Попавшие под тренд токсичной позитивности герои начинают делать то, что никогда бы не позволили себе в прошлом: Отис впервые сомневается в таланте секс-эксперта, Эрик стесняется религиозной семьи, Руби становится девочкой-невидимкой, а Эйми считает себя слишком глупой для высокого искусства.
И если в первых трех сезонах авторы «Сексуального просвещения» чаще всего фокусировались на связке «человек и человек», то в четвертом к ней добавились дискуссии на темы «человек и общество», «человек и Бог» и даже «человек и смерть». Сказать, что вышло депрессивно и далеко не так смешно, как раньше, — ничего не сказать. Но герои «Сексуального просвещения» взрослеют, тон сериала сакраментально становится серьезнее. Условно Лори Нанн готовит своих героев к взрослой жизни, противопоставляя их внутреннее «я» различным социальным вызовам. Не сломаться в такой ситуации, особенно когда тебе всего семнадцать лет, достаточно сложно — однако каждый из подростков проходит собственный путь самурая, будь то борьба с чувством внутренней неполноценности или страх позволить себе быть счастливым.
Несмотря на выход за рамки основного дискурса, «Сексуальное просвещение» остается идеальным сериалом про подростков, охватывающим целый спектр триггерных тем: гендерная теория, стигматизация инвалидов, асексуальность, духовный и религиозный кризис — которые не то чтобы активно обсуждаются внутри жанра. Увы, у четвертого сезона весьма ограниченный хронометраж, а значит, далеко не все сюжетные линии получили свои достойные продолжения. Вопреки ожиданиям фанатов, динамика отношений Отиса и Мэйв большую часть времени откровенно буксует, и в конце концов они приходят к тому, с чего все начиналось. В то же время истина гласит, что процесс взаимодействия всегда важнее результата, а значит, пейринг, который уже стал былью, имел смысл существования, пусть и в контексте внутреннего роста отдельных персонажей.
В сравнении с другими популярными молодежными шоу нашего времени — «Девочки из Дерри», «13 причин почему», «Я никогда не…» или «Эйфория» — «Сексуальное просвещение» остается сериалом, максимально комплиментарным публике очень разного возраста. Зумеры найдут в нем тысячу и один вопрос «про это», миллениалы поностальгируют о детстве без гаджетов и социальных сетей (благо, в «Половом воспитании» их почти нет), а бумеры явно проникнутся стилистикой школьных комедий Джона Хьюза, которые в свое время украсили их собственную юность.