Медленно начинающийся, но любопытно развивающийся психологический триллер.
Осень 1964 года, небольшой город в Массачусетсе. Юная Айлин (Томасин МакКензи) работает секретаршей в тюрьме для несовершеннолетних и периодически засматривается на одного из охранников (Оуэн Тиг). На личном фронте дела идут тоскливо, но дома ситуация ещё хуже. После смерти матери отец (Шей Уигэм), бывший шериф, выпивает пару бутылок спиртного каждый день и по вечерам гуляет с пистолетом по улицам, пугая соседей. Жизнь Айлин меняется, когда в тюрьму приходит эффектная и уверенная в себе психологиня Ребекка (Энн Хэтэуэй), намеренная помогать молодым преступникам.
«Айлин» — экранизация одноимённого дебютного романа американской писательницы Отессы Мошфег, опубликованного в 2015 году. Пожалуй, настоящую славу авторке принесла вторая книга — «Мой год отдыха и релакса», но первое произведение тоже получило в основном положительные отзывы критиков. За экранизацию «Айлин» отвечает Уильям Олдройд, режиссёр «Леди Макбет», ставшей прорывной работой для совсем юной Флоренс Пью. Последние семь лет о постановщике было слышно подозрительно мало. Приятно видеть режиссёра снова в деле. Премьера адаптации книги Мошфег состоялась на прошлогоднем «Сандэнсе».
«Айлин» начинается как блёклая социальная драма о секретарше, потихоньку затухающей в захолустном городке. В лучшем случае Айлин ожидает брак с одним из охранников тюрьмы и воспитание детей. Никаких интересных поворотов судьбы, скучнейшая и расписанная по минутам жизнь. И это ещё если не отчебучит что-нибудь дикое вечно пьяный отец. Да и какой-нибудь малолетний преступник способен нанести вред. Пожалуй, лучше всего будни Айлин описывает тот факт, что на работе секретарше лучше, чем дома с непредсказуемым отцом. Пусть руки бывший шериф и не распускает.
Фильм Олдройда развивается по канонам классического нуара. Кто способен развеять тоску провинциальной жизни? Конечно, загадочная роковая блондинка, как завещал Альфред Хичкок. Снова, как и в «Прошлой ночью в Сохо», скромная и тихая героиня МакКензи увлекается полной противоположностью, обещающей приключения и опасность. Лучше не раскрывать подробности сюжета «Айлин», но, как требует жанр детектива, преступление происходит.
Замечательная операторка Эри Вегнер («Власть пса», «Маленькое красное платье» и «Зола») в приглушённых тонах снимает сонную Новую Англию. Как и недавние «Оставленные» Александра Пэйна, фильм словно бы переносит зрителей на 50 с лишним лет назад во времени. В первой половине «Айлин» впечатляет продуманным визуальным рядом, костюмами и предметным миром, но Олдройд словно бы пытается заставить зрителей почувствоваться себя секретаршей в провинциальном американском городке 1960-х. Легко можно уснуть.
Появление в кадре Хэтэуэй резко меняет ритм повествования. Кажется, что «Айлин» вот-вот двинется в сторону «Кэрол» Тодда Хейнса. Слишком наивна секретарша, слишком жаждет приключений, а психологиня таит множество секретов. Тем неожиданней парочка забавных сцен, заставляющих вспомнить творчество братьев Коэн.
Режиссёр настолько неторопливо развивает события, что рискует потерять публику в первые полчаса. Но, возможно, постановщик как раз хочет усыпить внимание, чтобы впоследствии удивить зрителя. Фильм оставляет аудиторию с неожиданным послевкусием. Здесь нет морали, чётко обозначенных выводов, многие вопросы остаются без ответов. Главная героиня всё равно ещё молода, вся жизнь впереди. В итоге «Айлин» оказывается любопытным жанровым перевёртышем образцовых психологических триллеров прошлого. Обычно мужчина ради роковой женщины решается на необдуманный поступок. В картине Олдройда балом правят секретарша и психологиня. Появление Ребекки заставляет Айлин расправить плечи, раскрыться, почувствовать вкус жизни и решиться на перемены. В сравнении с перспективой медленного загнивания в одном доме с отцом-алкашом это безусловная победа.