Зрелищный и захватывающий триллер о презумпции невиновности и стадном чувстве.
В якутской деревне после шумной вечеринки задерживают пьяных подростков. Единственную трезвую девочку Айту (Айталыына Яковлева) подвозит до дома русский полицейский Афоня (Андрей Фомин). Через несколько часов Айта пытается повеситься, не доводит дело до конца, но на следующее утро умирает от полученных травм. Мать девочки Галя (Ильяна Павлова) находит в кармане джинсов самоубийцы записку с одним словом — «Афоня». Всё село быстро, без суда и следствия решает, что к убийству причастен русский полицейский. Начальник отдела полиции Николай (Иннокентий Луковцев) сажает подчинённого в камеру, но не собирается отдавать на растерзание толпе. Отец умершей девочки Айаал (Георгий Бессонов) вместе с друзьями-охотниками готовится штурмовать участок.
«Айта» — третий за год полнометражный фильм плодотворного и разностороннего якутского режиссёра Степана Бурнашева. Ранее на экраны выходили хоррор «Проклятие. Мёртвая земля» и мелодрама «Наша зима». Премьера «Айты» состоялась на Первом фестивале авторского кино «Зимний». Триллер удостоился двух наград: Бурнашев был признан лучшим режиссёром, а Иннокентий Луковцев — лучшим актёром.
Якутское кино продолжает побеждать на российских киносмотрах и всё чаще выходит в федеральный прокат. Пожалуй, по-настоящему громко о картинах из Республики Саха начали говорить в 2020-м. В один год «Пугало» Дмитрия Давыдова победило на «Кинотавре», а «Чёрный снег» Степана Бурнашева — на фестивале «Окно в Европу» в Выборге. Оба автора с тех пор сравнительно легко находят деньги на новые проекты и активно снимают. В «Айте» Давыдов даже появляется на экране на пару минут в эпизодической роли сотрудника дорожно-патрульной службы.
Как и в «Семи» Дэвида Финчера, в картине Бурнашева круглые сутки льёт дождь. С одной стороны, погодная стихия создаёт мрачное настроение, усугубляющее впечатление от смерти девушки. С другой — дождь это важное сюжетное звено: из-за обильно выпавших осадков дороги размыло, так что жители посёлка фактически остаются отрезанными от цивилизации. Ни следователи из Якутска, ни врачи из города приехать не могут, а местные полицейские не в состоянии отвезти Афоню на безопасное расстояние. Одним лёгким художественным решением Бурнашев устанавливает чёткие рамки напряжённой ситуации.
Частная история обнажает сразу несколько конфликтов, которые только ждали момента, чтобы вырваться наружу. Афоня — удобный для всех подозреваемый. Во-первых, чужак, не так давно приехал в Якутию из Воронежской области, да ещё и русский. Во-вторых, полицейский. Стражей порядка в России традиционно не жалуют, к тому же коллеги пытаются спрятать подозреваемого от народного гнева. Айаал и подельники уверены, что полицейского обязательно отмажут, а умершую девочку отцу, само собой, никто не вернёт. В-третьих, жители посёлка даже не подозревают, что Афоню недолюбливают и другие стражи порядка — у русского есть несколько выговоров от начальства за превышение полномочий и опоздания, да и со своими непосредственными обязанностями блюститель закона справляется кое-как. Полицейский остаётся один против всех. Поддерживает Афоню разве что хрупкая молодая жена Сардаана (Айталина Цыпандина), которую односельчане считают наивной дурочкой.
«Айта» одновременно и психологический триллер, и экшен, и социальная драма. Пока разгневанные деревенские жители на тракторе собираются атаковать полицейский участок и постреливают по окнам здания из ружей, следовательница Саргылаана (Людмила Малыкайцева) пытается найти улики против Афони, выйти на след другого подозреваемого или просто понять, что же подтолкнуло девочку-подростка на отчаянный шаг. Бурнашев показывает себя мастером в нескольких жанрах и дистанцируется от истории, оставаясь беспристрастным до финала. Разве что в конце режиссёру не хватает выдержки: обойтись без проповеди об истинных ценностях не получается.
В фильме Бурнашева закон и современные способы решения спорных моментов вынесены за скобки. Стоит только населённому пункту остаться без связи с другими городами и посёлками, как жители быстро сползают в средневековье и готовы провести суд Линча без лишних бюрократических процедур. Чувства берут верх над разумом, личное уступает коллективному. Разъярённая толпа становится хищным зверем, жаждущим крови и не желающим ждать. Режиссёр намеренно обостряет ситуацию, сталкивая взрослого полицейского-чужака и образцовую местную девочку. И хотя Айта совершеннолетняя, из-за большой разницы в возрасте односельчане упорно называют Афоню педофилом. И пусть никаких доказательств нет, тема столь острая, что впоследствии отмыться фигуранту разбирательств, даже невиновному, крайне сложно.
«Айта» — захватывающее и динамичное жанровое кино, которое касается вполне реальных современных социальных проблем. Фильм едва ли удивляет в художественном плане, но это сделанное в соответствии с сегодняшними трендами кино. За какой бы теперь жанр ни взялся Бурнашев, результат должен получиться любопытным.