Нарочно претенциозный хоррор о претенциозном искусстве
Джозефина – амбициозная помощница владелицы картинной галереи, находящаяся на грани увольнения, случайно обнаруживает своего соседа по лестничной клетке мертвым. Оказывается, пожилой мужчина был художником: Джозефина нашла в его квартире бесчисленное количество полотен, которые тот пытался перед смертью уничтожить. Уцелевшие работы высоко оценил художественный критик Морф, тут же было принято экстренное решение взвинтить ценник до небес и устроить выставку. Вот только каждый, кто вовлечен в процесс спекуляции полотнами, теперь под прицелом у некой мистической силы, живущей в этих картинах.
Дэн Гилрой после уверенного режиссерского дебюта – триллера об одержимом телерепортере «Стрингер» – переманил добрую половину актерского состава в новый проект и закрутил не менее интересную историю. На этот раз из хищного мира теленовостей мы переносимся в галереи современного искусства с претенциозными арт-критиками, хладнокровными коллекционерами и уставшими-от-этого-дерьма художниками. Форму для данной истории автор тоже выбрал интересную, поместив абсолютно карикатурных персонажей арт-мира в картину, полную всех жанровых клише, какие только режиссер мог вспомнить.
Тут сразу возникает вопрос: как вообще можно с серьезным лицом придираться к каким-то моментам фильма, в котором претенциозный арт-критик, морща лоб, на похоронах жалуется на скудную музыку? Получается какая-то постсамоирония. Все-таки «Бархатная бензопила» – это такая ехидная насмешка над критиками. Режиссер неоднократно указывает на то, что мнение рецензентов сейчас имеет слишком много веса, и с горькой иронией демонстрирует, как он резко может обесценить или, наоборот, возвысить чье-то произведение в глазах публики. По сюжету художник Дис добавлял в свои работы собственную кровь, наделяя картины мистической силой. Такой прозрачный намек от режиссера о том, как творец вкладывает частичку себя в каждое свое произведение. Гилрой надеется, что после просмотра ленты зритель начнет смотреть на искусство уже под другим углом, осознавая, на какие жертвы идет создатель, чтобы донести до публики свое творение.
Перед каждой зловещей смертью образы на картинах оживают и наблюдают за жертвой. Каждого героя убивает тот объект искусства, которое жертва презирает больше всего, и в итоге они все становятся частью этого произведения. Выживают лишь те персонажи, которые способны отделить искусство от коммерческой составляющей и хайпа.
Актерские перформансы в фильме – это нечто совершенно иное. Джейк Джилленхол не устает превосходить себя в каждой новой роли. Тут он доводит своего персонажа до какого-то истерического абсурда, нарочито переигрывая, но не скатываясь в безвкусицу. Этот джентльмен ходит по ****** (очень) тонкому льду, мои друзья педигрипал, но этот лед под ним не треснет. Рене Руссо в фильмах Гилроя заставляет нас вопрошать небеса, отчего мы не видим ее в больших проектах чаще. Тони Коллетт держит марку – после «Реинкарнации» ее талант наконец-то получил должный отклик у публики и режиссеров. Конечно, не до конца понятно, был ли чудовищный перформанс Зэйв Эштон частью зловещего плана Гилроя или она просто плохая актриса, но девушка влилась в фильм как родная.
«Бархатная бензопила» – очень тонко выверенное ироничное кино не только о претенциозных критиках и бессердечном арт-мире, но и о нашем с вами восприятии любого вида искусства. Было бы идеально специально плохо и претенциозно написать рецензию на нарочно плохой и претенциозный фильм, но, к сожалению, у автора это получается как-то само собой. Как говорится: it’s a match.