
Блестящий дуэт Вики Крипс и Гаспара Ульеля: для актера эта роль стала последней.
Элена (Вики Крипс) тяжело больна. Не в силах выносить сочувственные взгляды друзей и находиться в четырех стенах, женщина садится на поезд и уезжает в норвежскую деревню. Она поселяется в домике знакомого из Интернета — человека, который тоже столкнулся с серьезным заболеванием и становится для героини родственной душой. Наслаждаясь местной природой, Элена примиряется с мыслями о смерти и все больше отдаляется от мужа Маттье (Гаспар Ульель).
И без того меланхоличное настроение картины усиливается фактом, что последним фильмом в карьере Гаспара Ульеля оказалось вдумчивое размышление о конечности человеческого существования. Натиск смерти парализует, а подготовиться к прощанию с теми, кто уходит слишком рано, никогда не возможно и всегда невыносимо. Герою Ульеля досталась участь пережить агонию из-за потери близкого и наблюдать за тем, как Элена исполняет медленный танец угасания.
Пассажей о смерти в кинематографе столь бесчисленное количество, что порой кажется, будто некоторые фильмы соревнуются за звание самого трагичного. Картина Эмили Атеф немного другого сорта. Здесь нет места высокопарным словам, эмоциональной манипуляции или чрезмерному драматизму. Вместо слез с экрана льется рефлексия о том, что делать дальше, если этого самого «дальше» больше нет.
Элена уезжает в Норвегию, оставляя позади родных и друзей. Побег в неизвестность — в первую очередь попытка найти ответы на мучительные вопросы, последний каприз и желание уйти от преследующей суеты. Нет никаких правильных чувств и решений, чтобы как подобает встретить свой конец. Героиня выбирает одиночество в противовес привычным объятиям Маттье, чья тревога за супругу и вечно печальный взор постепенно вытесняют из памяти счастливые воспоминания. И зрителям, и мужчине остается лишь уважать выбор возлюбленной. Может, ею движет эгоизм или отчаяние, но, как говорится в фильме, живым никогда не понять умирающих.
Постановщица с особой скрупулезностью вырисовывает не столько историю неизлечимой болезни, сколько финал любви. Повествование соткано из маленьких прощаний Элены и Маттье: споры о лечении, хлопанья дверьми, заключительные прикосновения телами. Партнеры учатся отпускать друг друга, что, кажется, сложнее любых медицинских процедур. Как и жизнь молодой женщины, роман двоих подходит к завершению. Лишь заснеженные горы предстают перманентным утешением, которым остается довольствоваться ускользающей от всех и самой себя Элене. Она смотрит по сторонам, отдается власти северных ветров и впитывает сине-голубые пейзажи — цвет спокойствия и смирения.
«Больше, чем никогда» мог упасть в бездну мелодраматизма, но вместо этого картина до последнего сохраняет сдержанность. Пронзительная нежность бьет под дых сильнее любой патетики, а Вики Крипс привносит в, казалось бы, избитый образ тонну витальности. Эмили Атеф не делает ничего магического (разве что по року судьбы успевает запечатлеть Гаспара Ульеля, смотрящего в лицо смерти). Но ее кино похоже на поэтическое высказывание, которое, как по волшебству, проникает в сознание зрителей и, как по расписанию, продолжает разговор о беспомощности человека перед жестокостью времени.