Настолько неудачный голливудский блокбастер, что его разрешили показывать в России.
Нелюдимая и угрюмая наемница Лилит (Кейт Бланшетт с идеальной укладкой и рыжими волосами) соглашается на прибыльное дело — нужно вернуть дочь (Ариана Гринблатт) межгалактического магната Атласа (Эдгар Рамирес). Проблема в том, что девочку отвезли на родную планету Лилит Пандору — свалку вселенских масштабов, которая постоянно притягивает аферистов, киллеров и других не самых честных искателей приключений. По легенде где-то в дебрях пустынь и наполненных мочой монстров болот спрятано загадочное хранилище древней расы эридианцев. Похищенную Тину считают избранницей, ведь именно ей суждено отыскать и открыть заветный тайник с технологиями, оружием и реликвиями сверхразвитой цивилизации.
За последние полтора года произошло страшное — Голливуд наконец-то научился адаптировать видеоигры для больших и малых экранов. Теперь экранизации собирают миллиарды в прокате («Братья Супер Марио в кино»), претендуют на главные сериальные награды («Одни из нас») и даже становятся настолько успешными, что популяризируют продажи игр-первоисточников («Фоллаут»). Забавно, но еще пару лет назад казалось, что снимет старое как мир проклятие неудачных экранизаций именно «Бордерлендс» — каким-то чудом во время пандемии к не самому престижному проекту присоединились сценарист Крэйг Мэзин («Чернобыль») и актриса Кейт Бланшетт. Тогда появился призрачный шанс, что серия ярких и буйных шутеров с эджи-юмором превратится в прибыльную голливудскую франшизу. Прошло четыре с половиной года — студия Lionsgate готовится считать убытки.
Журналисты, инсайдеры и аналитики однажды раскроют нам, что именно пошло не так, но пока что хватит и поверхностных знаний. Фильм долго пролежал на полке, прошел через изнурительные пересъемки с Тимом Миллером (сообщают, что переделали 60% сцен), Мэзин попросил убрать имя из титров и ушел делать «Одни из нас» с HBO, а Бланшетт тактично объяснила решение сыграть в блокбастере «ковидным безумием». Проще говоря, в кинотеатрах показывают явно не то, что когда-то планировали изначально, но достойно ли это беззубое и максимально безопасное чудовище Франкенштейна плевков хейтеров и унизительно низких процентов на Rotten Tomatoes? Наверное, нет. Netflix ежемесячно выпускает еще более возмутительный ширпотреб — к тому же в памяти до сих пор свежи впечатления от «Мадам Паутины».
По-настоящему — яростно и безжалостно — хейтить «Бордерлендс» могут лишь преданные фанаты одноименных игр, которые увидят на большом экране лишь перевранный и упрощенный лор, мискаст голливудских звезд, ну и минимум черного юмора и изобретательного насилия, которые когда-то выделили франшизу на фоне конкурентов. Большинство зрителей будут в первую очередь сравнивать блокбастер с близкими по духу фильмами. Самая очевидная параллель — «Стражи Галактики». Неудивительно, что впервые об экранизации Borderlands объявили еще в далеком 2015-м — всего лишь через год после премьеры первой части детища Джеймса Ганна. Выйди «Бордерлендс» 10 лет назад, отношение к блокбастеру было бы намного более сочувственным: мол, да, жалкая копия — снова вынужденное партнерство комических лузеров и приключение, которое сплачивает команду, но смотреть можно.
После трех частей «Стражей Галактики», в которых Ганн исследовал трагичные предыстории, мастерски выстраивал динамику отношений, смешил ерничаньем и остротами, «Бордерлендс» выглядит оскорбительно несовременно. Герои не разговаривают по душам и не показывают уязвимость — кажется, сплачивают их лишь два довольно противных и травмирующих (в том числе и для зрителей) эпизода: когда банду обливают мочой монстров и когда герои смотрят, как надоедливый робот Клэптрэк испражняется патронами. У Ганна за налаживание отношений не в меньшей степени отвечал экшен — герои во время драк, погонь и перестрелок понимали, что выйти сухими из воды можно, только если объединить усилия. В «Бордерлендс» нет ни забавного сплочения команды, ни собственно креативного экшена — для экранизации шутера это смертный приговор.
Еще одно красноречивое сравнение с серией Ганна — выбор саундтрека: создатели «Бордерлендс» предпочли классике 1980-х и 1990-х хиты нулевых — Muse, The Black Keys и The Heavy. Не худший набор групп, но ни одна из заезженных песен не вызывает и малой доли эмоций, которые возникали во время нидлдропа The Chain группы Fleetwood Mac из «Стражей Галактики 2».
Как ни странно, но Кейт Бланшетт — одна из немногих звезд, кто получает искреннее удовольствие на безумном празднике жизни. Актриса отыгрывает куцую роль и редкие драматические эпизоды с рвением и преданностью — словно Лидия Тар в окружении гиков и косплееров в финале фильма Тодда Филда. Надо полагать, Бланшетт просто легко вжилась в роль — ее Лилит тоже согласилась на сомнительную авантюру за солидный гонорар. Увы, но даже двукратная лауреатка «Оскара» бессильна перед студийной ленью и трусостью — в финале именитую актрису заменяют на плохо нарисованную компьютерную 3D-модельку, цепляют ей крылья и заставляют пачками истреблять врагов. Это выглядит настолько грустно, что невольно задумываешься: а что если экранизации видеоигр и правда были ошибкой? Может, Голливуду не стоило отбирать занятие у заинтересованных фанатов, которые снимают то же самое, но хотя бы не тратят впустую сотни миллионов долларов и не портят фильмографии любимых звезд.
Динамика отношений, сплачивание героев и трагические предыстории - херня собачья, которая боевики портит.
Героиням, которых играет Бланшетт, Джина Гершон и Джеймс Ли, по игре гораздо меньше лет.
Бесит выбор гномика Харта на роль Роланда. С его ростом теряется весь смысл персонажа.
Кассовый провал, который уже показывают цифры сборов, ожидаем
Возможно, кому-то не понравится такая точка зрения, но, во многом, этому способствуют сами фанаты. Боссы крупных киностудий давно поняли, что корреляция между качеством фильма и его кассовыми сборами -- слабая. Поэтому у студий стоит задача создать не качест...венное кино, а кино, которое принесёт прибыль. С точки зрения бизнеса -- всё правильно, с точки зрения искусства -- трагедия.
Провалиться в прокате может как ширпотреб, так и крутое кино. И наоборот. Поэтому студии (и ряд режиссёров) стараются нащупать работающие бизнес-шаблоны для заработка в кино. И это уже сильно начало бить даже по актёрам -- им оказывается тоже деньги важнее искусства, главное дать нужную сумму. А сняться в плохом, но кассово успешном фильме -- значит быть в фаворе у крупных студий. И так будет до тех пор, пока актёр (актриса) не станет коллекционировать кассовые провалы.
Вильнёв так высоко ценится в Голливуде не потому, что он крайне талантливый режиссёр, а потому что его фильмы почти всегда собирают хорошую кассу. Он гарант прибыли (пока что).
Поэтому в современных реалиях провал фильма = кассовый провал. Рейтинги и отзывы имеют значение весьма относительное, а когда фильм явно кассово успешен, то студиям мало дела до того, какого качества кино получилось, и кто там какую ему оценку поставил.
Провал "Бордерлендса" с точки зрения искусства - это такое... Всё решат кассовые сборы.
И что-то мне подсказывает, что "ковидное безумие" Бланшетт объясняется хорошей зарплатой и попыткой доказать, что она ещё способна что-то дать молодёжи, что она ещё не окончательно постарела. Вот и всё.
В конце концов, актриса она прямо сейчас не самая популярная, и ей далеко не в первой сниматься в картинах с весьма низким рейтингом. Хотя, возможно, в этот раз рейтинг будет самым низким.
В общем, в реалиях, где размер зарплат и кассовых сборов характеризуют буквально всё -- актёров, режиссёров, возможность снять продолжение фильма, уже, наверное, не стоит удивляться засилью ширпотреба. Собственно, ещё пару лет назад заметил, как на одном известном киносайте, статьи и бизнесе в кино стали превалировать над статьями о кино в кино. Оказывается, зрители тоже любят считать деньги, пускай и чужие.