Арно Деплешен почти два часа ссорит и мирит родственников.
Очень семейные дела: драмы фамильных разборок, особенно в фестивальном прочтении, давно облюбовали собственную жанровую нишу. Как правило, камерные картины держатся на плечах талантливых артистов и искусных драматургов — тут к месту сравнения с театром. В контексте можно вспомнить и «Август» Джона Уэллса, и «Это всего лишь конец света» Ксавье Долана, и «Сьераневада» Кристи Пую, и «Рождественскую сказку» Арно Деплешена. К сожалению, в случае «Брата и сестры» режиссер запутался то ли в самоповторах, то ли в многозначительности, то ли в хитросплетениях семейных уз.
Чаще всего неизбежным поводом для встречи становятся печальные события: реанимации и похороны вынужденно собирают родственников под одной крышей. В случае заклятых брата и сестры Вийяров взглянуть друг другу в глаза придется у больничной койки родителей: престарелые супруги стали жертвой аварии, которая случилась из-за совокупности неудачных обстоятельств. Пока мама (Николетт Пишераль) в коме, а отец (Жоэль Куденнек) хватается за жизнь через капельницы и трубки, дети яростно выясняют отношения. Точнее, манифестируют то, что всякая связь разорвана и восстановлению не подлежит. Младший брат Фидель (Бенжамен Сиксу) пытается создать иллюзию нормальности, но старшие наполняют комнаты густой драмой: писатель с амплитудным графиком успеха Луи (Мельвиль Пупо) винит сестру, артистку Алис (Марион Котийяр), во всех фамильных (и его личных) неудачах.
Поначалу история развивается не только в мелодраматическом, но и практически в детективном ключе. Сжигающая ненависть сносит все на пути, но истоки деструктивного чувства загадочны. Постепенно из обрывочных флешбэков и сбивчивых диалогов проступают очертания взаимной неприязни и мотивация вычеркнуть родных людей из семейного древа: Луи очернил Алис в автобиографичном романе, та с завистью смотрела на чужой успех. Но кажется, что бытовые размолвки — лишь прелюдия к грандиозному скандалу в прошлом. К сожалению, интрига оказывается незваной гостьей на фестивале желчи. Алис и Луи синхронно упиваются жалостью к себе, лелеют травмы и старательно спонсируют ненависть, доводя чувство до гротескного трагизма (артистка картинно падает в обморок, увидев затылок брата). Впрочем (и это спойлер), финальной эскалации противостояния так и не происходит.
Деплешен то ли пытается доказать, что все семейные конфликты — разборки на пустом месте, то ли бросает драматургические нити на полпути. «Брат и сестра» — баллада недосказанностей, слепок выборочных ситуаций. Лица второго плана периодически получают внимание режиссера, но так и остаются функциональной поддержкой враждующих родственников. Жена Луи Фауния (Голшифте Фарахани) хоронит трагедию брака, чтобы воспеть уверенность в себе супруга. Алис ищет поддержку не в муже и сыне (Франсис Лепле и Макс Бесетт де Малглейв), которые живут будто бы в отдельной вселенной, а в случайно встреченной юной поклоннице-эмигрантке Люсии (Козмина Стратан). Социальная подоплека расслоения обозначается, но не получает развития, как и прочие сюжетные линии.
Фильм Арно Деплешена не снискал благословения ни у публики Каннского фестиваля этого года, ни у соотечественников. Искренне посоветовать картину можно, пожалуй, лишь преданным поклонникам Марион Котийяр. «Брат и сестра» — бенефис артистки: семейную трагедию она чередует с выступлениями на театральной сцене (играет то ли Джойса, то ли Ибсена) и заставляет зрителя сопереживать героине совсем не симпатичной. Остальным проще позвонить родственникам и обсудить внешнюю политику: вероятно, это позволит провести следующие два часа с еще большим накалом драматизма.