Сентиментальная экранизация одноименного романа Александра Юка.
2000-е. Старшеклассница Маша (Анастасия Ермошина) вместе с родителями переезжает из Санкт-Петербурга в Москву. В новой школе у девушки завязываются романтические отношения с Женей (Петр Безменов). Любовь вскружила голову обоим: подростки, несмотря на юный возраст, стремятся как можно скорее вступить во взрослую жизнь.
Молодежные мелодрамы о нежных чувствах — не то чтобы популярный жанр в современном отечественном кино. Тем не менее время от времени появляются маленькие жемчужины в духе «Страны Саши» Юлии Трофимовой, где есть и обаяние актеров, и дух безмятежной юности, которая вот-вот останется позади. В общем, самое что ни на есть классическое coming-of-age кино, которое улавливает настроение переходного возраста. «Четыре четверти» дает призрачную надежду, что российские миллениалы (взросление героев приходится на нулевые) получат подарок в виде опуса об отрочестве. Картина также имела все шансы после премьеры на ММКФ стать современной версией советской классики «Вам и не снилось…». Но, увы, новая лента вряд ли пополнит список знаковых работ о подростковых страданиях.
Крайне высокий уровень мелодраматичности, вероятно, зависит от первоисточника: Евгения Тирдатова взяла за основу роман Александра Юка. Сюжетом правит гиперболизация: если любить, то раз и навсегда, если страдать, то с надрывом. Кажется, весь мир против Маши и Жени: конфликты в картине порой появляются на ровном месте — то между молодыми людьми возникает недопонимание, то пылкий юноша уходит из дома, то на пути встречаются жестокие бандиты. Событий в ленте хватило бы на целый сериал, за почти два часа хронометража школьники успевают испытать бурю эмоций и преодолеть множество преград. Диалоги блещут претенциозностью: в репликах молодых людей нет жизни, словно Маша и Женя разговаривают заученными высокопарными цитатами.
При этом авторы проекта довольно точно иллюстрируют зарождение влюбленности. Неловкие взгляды, первые прикосновения, совершенно нелогичные поступки — все это необходимые составляющие подросткового романа, которым хочется верить. Да и Маша с Женей персонажи хоть и шаблонные, но вполне фактурные: она — пай-девочка, которая трудится ради золотой медали, он — скульптор, идеалист, романтик, способный перевернуть жизнь барышни с ног на голову. Сценаристы подчеркивают, что, вопреки грезам, одной любви недостаточно: не за горами крики, слезы и разбитые сердца. Маша и Женя стремятся повзрослеть, надеть кольца на пальцы, обвенчаться в церкви, отгородиться от всего мира, особенно равнодушных взрослых. Но в спешке герои не успевают как следует узнать и понять друг друга — фильму, как и влюбленным, катастрофически не хватает повседневных радостей и горестей.
«Четыре четверти» — приторное кино об импульсивных школьниках, бушующих гормонах, череде несправедливостей и трагедий. К финалу проглядывается неутешительный посыл: любить — дело сложное, особенно когда тебе шестнадцать лет. Перед нами не шероховатая и реалистическая зарисовка о школьном увлечении, а довольно душещипательная мелодрама, которую после просмотра только ленивый не сравнит с «Ромео и Джульеттой».