Неспешное, но впечатляющее и беспросветное путешествие по кругам ада.
Натан (Юго Дийон) и Даниэль (Арбен Байрактарай) попадают в серьёзную автомобильную аварию на туманной горной дороге. Разбитые мотоцикл и машина лежат на обочине. Натан и Даниэль нехотя признают, что умерли, но пока остались на этом свете. Начинается снегопад, на дороге появляются две двери: одна ведёт в рай, другая — в ад.
«Девятые врата: Пандемониум» снял французский режиссёр Кваркс. Это второй полный метр постановщика после фантастического фильма ужасов «Все боги небесные». Премьера новой картины прошла на фестивале Fantasia в Монреале. Также ленту показывали на киносмотре в Ситжесе, специализирующемся на фантастике и хоррорах. Российская премьера состоялась на московском «Хоррор Фесте» в прошлом году.
У фильма необычная структура. Поначалу перед зрителями словно бы разворачивается новая версия пьесы «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», но где-то в Альпах. Но это лишь треть картины, а главным героем неожиданно оказывается Натан, который после смерти в ДТП стал проводником зрителей по миру ужасов. Две жуткие истории прямиком из ада занимают середину фильма. Эпилог тоже отдан Натану. В итоге у Кваркса получается любопытно устроенный хоррор-альманах.
В одной новелле из ада маленькая Нина (Манон Мендивид) спускается на завтрак, но родители не спешат кормить дочку. Мама с папой обнаруживаются в гостиной в луже крови. В подвале девочка встречает голодного монстра Тони (Карл Лафоре). В другом сегменте безутешная мать Жюлия (Офелия Колб) отказывается мириться со смертью дочери-подростка Хлои (Сидвелл Вебер) и хранит труп в доме.
Автор не спешит показывать зрителям рай, если место на Небесах вообще существует, зато увлечённо проводит экскурсию по аду. Видимо, такую судьбу Кваркс предрекает подавляющему большинству людей. В картине практически нет юмора, а на зрителя с первой и до последней минуты давят обречённость и безысходность. Красными нитями через три сюжета проходят темы боли, скорби и невозможности смириться со страшными потерями. Кваркс расширяет географию несчастий, но ничего другого человечеству не готовит. Страдают мужчины и женщины, дети и старики. За одну ошибку расплачиваются дорогой ценой и вечными муками.
«Девятые врата: Пандемониум» трудно назвать по-настоящему страшным фильмом, скорее это удушающее кино. Кваркс обходится без скримеров. Удивительно, но при отсутствии резких поворотов камеры и при сравнительно тягучем ритме постановщик уверенно держит в напряжении кошмарами, далекими от кинематографических приемов.
В созданном режиссёром мире, как и в страшных сказках Гильермо дель Торо, призраки и монстры существуют на самом деле. Свет редко проникает в кадр. Даже на горной трассе небо затянуто тучами, а потом Натан с Даниэлем и вовсе оказываются в густом тумане, словно в Сайлент Хилле. В аду превалируют красные и чёрные цвета. Серые краски горя сопровождают Нину и Жюлию.
Картину Кваркса можно посоветовать поклонникам затягивающих в воронку ужаса слоубёрнеров, а не любителям пощекотать нервы брызгами крови, отрубленными конечностями и незапланированными встречами с маньяками. Режиссёр, проведя публику по аду и рассказав несколько жутких историй, заставляет больше ценить жизнь и не тратить время попусту. Если верить автору, ничего хорошего впереди не будет, так что лучше спешить любить, дружить и наслаждаться моментом.