Тоска южной готики в нестандартном байопике о Фланнери О’Коннор.
«Дикую кошку» вряд ли можно назвать долгожданным релизом, особенно ввиду смешанных отзывов после премьеры на фестивале в Торонто, но все же творческий союз отца и дочери Хоук будоражил любопытство и синефильский голод. Династия уже радовала публику совместными музыкальными выступлениями в социальных сетях и съемками в сериале «Птица доброго господа», а потому полный метр был скорее вопросом времени. Под прицелом авторского интереса Итана оказалась писательница Фланнери О’Коннор — залуженная воспевательница южной готики наряду с Уильямом Фолкнером и Харпер Ли, она написала два романа («Царство небесною силою берется») и запомнилась малой формой: допустим, рассказом «Хорошего человека найти тяжело».
Хоук, который выступил не только режиссером, но и соавтором сценария (вместе с Шелби Гэйнс), заигрывает с привычной формой байопика. Действие, как и положено истории о писательнице, начинается в кабинете редактора: Фланнери (Майя Хоук) ищет идеальный слог, мистер в костюме напротив считает деньги. Встреча не задалась, и мисс О’Коннор решает отправиться в семейное имение погостить у матери (Лора Линни), которая к литературным экзерсисами дочери относится, скажем так, снисходительно. Постепенно на экране смешиваются и проникают друг в друга три измерения: безрадостное настоящее и заботы о здоровье в отчем доме, флешбэки со времен учебы в университете и фантазии, которые рождаются в голове писательницы.
Видения, который позже перекочуют на бумагу, оформив плацдарм нового текста, должны стать хулиганской диковинкой, которая цепляет зрителя. Знакомые писательницы оживают в новых образах: то мама водрузит на голову странную шляпку, то случайный мужчина на вокзале (Стив Занн) обернется работягой-ветераном в поисках ночлега. Пожалуй, самым неожиданным камео-гостем можно назвать Купера Хоффмана — тот появляется в краткой новелле, разумеется, о свидании. Но Фланнери не романтизирует, а выворачивает наизнанку нравы южан-деревенщин, которые представлены завистливыми и недалекими людьми во власти расовых предрассудков. Увы, чаще всего ироничные и изобличительные вставки из прозы О’Коннор скорее рушат общую структуру нарратива и отдаляют зрителя от писательницы. В результате темп не просто теряется, а будто бы и вовсе исчезает — создается впечатление, что «Дикая кошка» отправилась в вольное плавание, а хронология и хронометраж не имеют никакого значения.
Больше всего трогают события в застывшем настоящем. С приездом в родную Джорджию жизнь для писательницы будто и вовсе остановилась: Фланнери узнает о волчанке, доставшейся ей в наследство от отца, и пытается вынудить себя не опускать руки, глядя на горизонт без перспектив. Когда отступает сценарий, дело остается за Майей Хоук. Актриса, которая запомнилась по ролям у Квентина Тарантино, Уэса Андерсона и у братьев Дафферов в «Очень странных делах», сыграла пока свою лучшую роль. От портретного сходства с авторкой до необъятной тоски в глазах — Майя заставляет не покидать картину до титров. Печальное трудолюбие, светлое отчаяние и праздник одиночества — актриса задействует все регистры своего таланта, чтобы эмпатически передать ощущение давящего юга и абсолютной безысходности.
Помимо тисков здоровья и условностей местных нравов Фланнери оказалась и в заложниках собственных убеждений: с одной стороны, она истовая католичка, с другой — леди, далекая от традиционного для незамужней леди поведения. Женщина с провокационными замыслами и тотальным отсутствием смирения — даже к середине ХХ века не так-то просто найти баланс. Не удалось соблюсти гармонию и картине: художественная выразительность, визуальная поэтика оператора Стива Косенса, режиссерские находки и бездна в душе Хоук, увы, не лечат от отсутствия истории, которую стоило бы рассказать. А жаль, хочется увидеть новую весточку от семейства Хоук.