Сергей Бодров вернулся с личной историей о любовном треугольнике и долгожданном освобождении.
Ольга Черкасова (Полина Агуреева) — известная специалистка по лечению людей с тяжелой формой заикания. Она пускает в ход любые методы — от гипнотического самовнушения и спорта до китайской дыхательной гимнастики и сеансов раскрепощения. В новую группу попадают контуженный на Кавказе автомеханик Илья (Евгений Ткачук) и бывшая танцовщица эротического клуба Вера (Полина Пушкарук), которые хотят оставить разговорный дефект в прошлом и начать жизнь с чистого листа. В их назревающий роман внезапно втискивается Ольга — когда-то она выбрала карьеру, а теперь страдает от одиночества. Женщина считает, что так она сможет помочь Илье.
Полина Пушкарук в роли Веры на кадре из фильма «Дышите свободно»
Совсем не обязательно знать, что скромная драма «Дышите свободно» — это своеобразный проект мечты Сергея Бодрова, постановщика исторического боевика «Монгол» и голливудского блокбастера «Седьмой сын». Он и сам лечился от заикания, в 1990-х понял, что про это когда-нибудь надо снять фильм, но почти 30 лет откладывал идею. Этот контекст опять же вообще не обязателен, но он, очевидно, сглаживает углы и убирает шероховатости этой невнятной, несобранной, а в чем-то откровенно неудачной драмы о преодолении себя и освобождении от социальных предубеждений, речевых дефектов и токсичных чувств. И правда, можно ли безжалостно критиковать автобиографическое, личное и, наверное, даже терапевтическое для создателя кино?
Благо, «Дышите свободно» есть за что хвалить. Как минимум за попытку репрезентации заикающихся людей — в частности тех, кто превозмогает себя, тратит огромные деньги, силы, нервы и время на то, чтобы избавиться от дефекта речи и слиться с остальными, больше не чувствуя себя не таким, другим. Правда, после просмотра не покидает ощущение упущенного потенциала — все это должно было быть сделано на другом уровне. Создатели будто упустили возможность уйти в антропологию и исследовать жизнь внутри группы заик, проходящих интенсивный тренинг Черкасовой, а заодно пригласить на роли больше непрофессиональных и на самом деле пытающихся избавиться от дефекта актеров. Можно было сделать больший упор на проблемную коммуникацию героев с окружающим их миром — фильму остро не хватает эпизодов, иллюстрирующих, как тяжело заикам общаться с нетерпеливым и не эмпатичным человеком или как мучительно не иметь возможности спокойно выговориться и быть услышанным. Наконец, создатели могли ответить на современный запрос в искусстве и порассуждать об инклюзивном обществе: почему, к примеру, принявшие себя заики обязаны подстраиваться под большинство, ведь все должно быть ровно наоборот?
Это ни в коем случае не критика фильма за то, чем он не является. Но эти неисследованные темы только доказывают, что у создателей были другие приоритеты. «Дышите свободно» — это, увы, не психологическая драма про героев-заик, а несколько манипулятивная мелодрама о любовном треугольнике. Интересным в ней кажется разве что решение разбить дуэт Ильи и Веры не другой участницей тренинга, а его создательницей. Из-за должности Черкасовой романтическая чехарда выглядит необычно и злободневно, потому что в ней присутствует человек, использующий свою власть в личных целях, но в то же время проблематично, словно это домогательства учительницы к старшекласснику. Этот конфликт расцветает благодаря трио главных актеров — на мечущемся Токарчуке, отчаявшейся Пушкарук и ревностной Агуреевой держится весь фильм.
К сожалению, это максимум, который может предложить картина. В остальном «Дышите свободно» — на удивление бесхитростное, практически телевизионное по качеству кино, которое к тому же грубо подведено под сценарные стандарты. Чего только стоит не вписывающийся в сюжет эпизод, в котором героя избивают хулиганы, или пришитый белыми нитками и во многом трусливый финал, который дарит героям неподходящий хеппи-энд. Как бы иронично это ни звучало, но будто эти рамки и ограничения забрали у картины возможность дышать свободно и полной грудью.