Экранизация романа Веры Камши, понятная фанатам, но нуждающаяся в расшифровке для обычных зрителей.
Чтобы уследить за сюжетом нового фэнтези «Этерна: Часть первая» (название подразумевает, что когда-то мы увидим вторую часть, и уже поэтому лучше к ней морально подготовиться), стоит вооружиться листом бумаги и ручкой. Сюжетных линий здесь настолько много, что даже калейдоскоп историй из первых серий «Игры престолов» кажется не таким запутанным, а стороны конфликта понять не проще, чем, скажем, героев фанфика, который ты открыл на полуслове.
В случае «Этерны», впрочем, надо не описывать, а перечислять. Есть Альдо Ракан (Анар Халилов), потомок правившей династии, свергнутой с трона — теперь он хочет поднять восстание и вернуть себе власть; есть Ричард Окделл (Денис Нурулин) — его отца убили после бунта и теперь он мечтает отомстить полководцу Рокэ Алва; а есть, собственно, сам Рокэ Алва (Юрий Чурсин) — он не хочет и не мечтает, а делает: подавляет мятежи, служит правящей верхушке и становится мишенью номер один для всех, кто жаждет сатисфакции.
И это лишь малая доля от всех персонажей. На бумаге — легко и логично, в фильме — запутанно монструозной пятиминутной предысторией (она, как водится, всё только усложняет, а не упрощает). Если фанаты фэнтези-цикла Веры Камши наверняка уже в восторге от одного факта масштабной адаптации книги, то неподготовленному зрителю грозит настоящее испытание на сообразительность. Вклиниться в, на первый взгляд, красочный и чарующий, а на самом деле жутко дремучий мир «Этерны» довольно сложно: поди проберись через все незнакомые имена, круговороты мести, политическое закулисье и хитрые твисты. На этом празднике жизни мы с вами, увы, чужие.
А раз нас сюда никто не звал, почему бы не испортить вечеринку и не посмотреть на «Этерну» самым непредвзятым взглядом, каким только можно? На вид это кино — типичное восточноевропейское фэнтези: за пышными костюмами и детализированными декорациями всё равно проглядывает какое-то наивное подражание, отчаянная попытка адаптировать не самый, в общем-то, аутентичный отечественный сеттинг к реалиям индустрии. У Веры Камши и пространства было больше (несколько сотен страниц «Отблесков Этерны», внутри которых развивался самобытный и проработанный мир — не 80 минут и, думается, даже не сериал-продолжение), и сам формат удобнее: её цикл если и подражал, то на чисто вербальном и эстетическом уровне, тогда как адаптация выглядит калькой вообще во всех отношениях — от саундтрека до кастинга. Не турецкий «Человек-паук», конечно, но эдакая российская «Игра престолов» — звучит, согласитесь, ничем не лучше.
Вообще трудно без смеха смотреть на то, как Юрий Чурсин, скорчив предельно серьёзную мину, представляется Рокэ Алвой, а Сергей Гилёв ходит в облачении отца Германа с причёской горшком. Всё это напоминает пародию — вот только осознанно комичного здесь пугающе мало. Минуя одну единственную большую экшен-сцену (да и то какую-то возмутительно дешёвую), «Этерна» превращается в политическую драму, где все говорят больше, чем делают — и с этого момента нужно достать лист бумаги, чтобы не потеряться в повествовании. Если «Скиф» Рустама Мосафира — не выдающееся, но крайне симпатичное отечественное малобюджетное фэнтези — брало дебютантским нахрапом и свежим взглядом на старую русскую культуру, то телевизионному ремесленнику Евгению Невскому отчаянно не хватает какой-то авторской смелости.
Несмотря на то, что «Этерна» — само по себе предприятие рискованное, в фильме вообще трудно найти хоть одно любопытное решение. Это не уникальный, а скорее даже закономерный случай в российском жанровом кино, когда путь наименьшего сопротивления становится приоритетным. Просто на примере фэнтези он заметен вдвойне: если, скажем, в спортивных драмах скрыть серость и безрадостность экранного мира можно было отсутствием дистанции между киношной и реальной жизнями, то королевство Талиг с нашей повседневностью не имеет почти ни единого сходства. Разве что и там, и там власть в руках одних и тех же людей, по ощущениям, уже четыре века.