Асгар Фархади вернулся на Родину и представил одну из своих самых современных и драматургически комплексных работ.
Рахим (Амир Джадиди), мужчина с милой и искренней улыбкой, выходит на два дня из специальной тюрьмы для должников, где тот отбывает срок за то, что его бизнес-партнер украл взятые самим Рахимом взаймы деньги. В это время его пока что тайная девушка находит на автобусной остановке женскую сумку с золотыми монетами — их, увы, не хватает, чтобы покрыть весь долг, поэтому мужчина решает найти законного владельца денег и возвращается в тюрьму. Когда на объявление откликается девушка и забирает сумку, начальство решает поднять имидж тюрьмы и раскручивает сюжет о благородном поступке Рахима, который мог забрать деньги себе, но поступил по совести. В глазах общественности он становится редким в наше время героем, однако растущее внимание к истории в социальных сетях приводит к тому, что люди начинают искать несостыковки в словах Рахима.
Пересказать завязку или просто составить синопсис фильма Асгара Фархади — это довольно утомительная затея: здесь не отделаться парочкой общих фраз, потому что даже «тюрьмы для должников» требует дополнительного объяснения и погружения в контекст, но в то же время не хочется расписывать будущему зрителю все нюансы, родственные связи и неочевидные мелочи сюжета. В «Герое» такого полно: начиная с «тайной» девушки Рахима и заканчивая его прошлой, отсутствующей в фильме женой и их общим ребенком. И правда, из-за количества переплетенных сюжетных веток и важных для повествования героев придуманная Фархади история могла стать увесистым романом, в котором литературные критики бы обязательно нашли отголоски психологизма Достоевского и Толстого. К счастью или сожалению, «Герой» стал новым фильмом вернувшегося в родной Иран классика, который пару лет назад пытался покорить испанское кино неудачной драмой «Лабиринты прошлого».
Фильмы Асгара Фархади часто обосабливают в уникальный, будто придуманный специально под него жанр «бытового триллера» — на самом деле это, конечно, чистые драмы, но зашкаливающее количество раскрываемых секретов на минуту экранного времени рождает интригу, напряжение и чувство тревоги. Удивляет, впрочем, даже не этот эффект, а то, что Фархади добивается его без номинальных злодеев в своих сюжетах. Есть только обычные люди, которыми движут свои интересы, своя правда и собственная система ценностей. Как настоящий гуманист, Фархади даже убийцу (его ранний фильм «Прекрасный город») наделяет запутанной историей, которая ни в коем случае не оправдывает его поступок, но заставляет зрителя пересмотреть отношения к нему и понять, что правда на самом деле зыбка. Обратная сторона сюжетов Фархади состоит в том, что в них по сути нет и героев.
Неудивительно, что фильм с блеклым названием «Герой» даже до просмотра заставит зрителя задуматься о возможной иронии в заголовке — вдруг на самом деле это кино… о злодее, но Фархади опять же намного умнее и компетентнее, чем просто горе-драматург, делящий мир на добро и зло. Не сомневайтесь, Рахим — это и правда герой, чья совесть вынудила его совершить правильный поступок, но ведь перед этим он хотел заложить деньги, а позже скрыл часть правды. Фильм исследует эту дихотомию и рассуждает о благородстве в современном мире, оставляя на зрителе любые выводы о моральной дилемме Рахима: можно ли считать его поступок альтруизмом, или уже нет, потому что перед этим он скомпрометировал себя? Однако Фархади усложняет ситуацию еще сильнее: во-первых, вводит абсурдный институт долговой тюрьмы, только мешающей заключенным погасить долг; во-вторых, осовременивает историю с помощью СМИ и социальных сетей, которые формируют общественное мнение и легко могут превратить человека… в героя или злодея.
Если говорить о драматургическом ядре фильма, то «Герой» обладает одним из самых комплексных сценариев в фильмографии Асгара Фархади, хотя, надо признать, заикающийся ребенок Рахима кажется манипулятивным, располагающим к себе зрителя приемом. Другое дело — Фархади, увы, остается экономным, лишенным тяги к экспериментам и художественным средствам режиссером. Здесь ощущается привычный для иранца, но все равно несколько растянутый двухчасовой хронометраж, который бы только выиграл, попытайся Фархади создать триллер не только на бумаге, но и на экране с помощью жанрового инструментария. После премьеры на Каннском кинофестивале некоторые критики сравнили «Героя» с «Неограненными драгоценностями» братьев Сэфди. Что ж, на уровне сюжета в этом что-то есть, но фильмы дают ровно противоположный эффект: если американский шедевр заставлял зрителя испытывать паническую атаку, то иранская драма вынуждает лишь сдерживать зевоту.