12 разгневанных женщин.
Не такой далекий 2010 год. С женщинами в отдаленной от прогрессивного мира колонии меннонитов происходят необъяснимые вещи: они просыпаются с синяками, следами насилия и кровью на простынях. Мужчины утверждают, что женщины одержимы, но, как выясняется, демоны – это собратья по коммуне, использующие анестезию, чтобы совершать над девушками насилие, пока те без сознания. Узнав правду, женщины собираются, чтобы решить: вершить месть над насильниками, мирно покинуть общину или остаться.
Фильм вдохновлен бестселлером Мириам Тэйвз, который, в свою очередь, основан на реальных событиях, происходивших в 2010 году. Все до момента начала обсуждения – правда, дальше режиссерка Сара Полли рассуждает, как могло бы быть. Коммуна женщин делится на знакомые архетипы: одни смиряются с агрессивным патриархальным строем и просят остальных «не высовываться», другие готовы на мирное прощание, третьи же сжимают в руке топор и предлагают не сдаваться без боя. Учитывая, какие страшные вещи мужчины творили на протяжении нескольких лет, поглядывая на холодное оружие в руках героини Клер Фой, порой желаешь, чтобы она им все же воспользовалась. Но Сара Полли не стала переключать жанр разговорной драмы на слэшер (хотя могла), а создала крошечную модель патриархата в пределах закрытой коммуны, чтобы триггернуть мирный диалог в обществе.
Режиссерка намеренно отказалась от использования графических сцен насилия, оставив жестокость за кадром, во многом этот выбор продиктован склонностью публики к фетишизации насилия. Весь ужас произошедшего тем не менее ощущается во время диалога между героинями, в удушающей беспомощности перед ситуацией. Этого вполне достаточно для того, чтобы эмпатичный зритель продрог до костей. Название фильма «Говорят женщины» не подводит, это действительно кино, в котором говорят женщины – ровно час и сорок минут. Важно отметить, что разговор не оказался утомительным или морализаторским, а скорее оставил пространство для более обширного диалога и был отмечен «Оскаром» за лучший сценарий.
Действие фильма разворачивается в амбаре и редко выходит за его стены, поэтому движущей силой картины оказываются актерские перформансы. Фрэнсис МакДорманд, Руни Мара, Клер Фой, Джесси Бакли и скромный Бэн Уишоу (один-единственный nice guy на всю деревню) делают из статичного разговорного кино разгоняющее тахикардию зрелище. «Говорят женщины» – это мощный триумф тихой силы и (внезапно) надежды. Гуманная история о том, что диалог возможен, но только в том случае, если вторая сторона слушает, когда говорят женщины.