Масштабная экранизация одного из самых захватывающих романов Александра Дюма.
Молодой Эдмон Дантес (Пьер Нинэ) вот-вот станет капитаном и мужем страстно любимой Мерседес (Анаис Демустье). Однако, не дав молодым завершить свадебный обряд, прямо из церкви юношу забирают под арест, обвиняя в бонапартизме. На долгие годы герой оказывается заточен в тюрьме, где благосклонная судьба сводит его с аббатом Фариа (Пьерфранческо Фавино). Мужчина делится с соседом важной тайной об острове, на котором спрятаны несметные сокровища, способные обеспечить безбедную жизнь. Сумев спустя много лет сбежать из замка Иф, Эдмон находит клад и начинает строить план мести и претворять его в жизнь.
Новая экранизация романа Александра Дюма создана людьми, которые писали сценарий к недавней версии «Трех мушкетеров» со звездным составом французских актеров голливудского масштаба: Ева Грин, Венсан Кассель, Ромен Дюрис, Луи Гаррель, Вики Крипс. «Граф Монте-Кристо» значительно поубавил статусность каста, но обрел гораздо больше. Режиссеры Александр де ла Пательер и Матье Делапорт вероятно провели работу над ошибками и представили зрителям действительно достойную версию одного из самых популярных французских романов.
Первое, что бросается в глаза, — грамотный подбор исполнителя главной роли. Пьер Нинэ благодаря своей универсальной вневозрастной внешности отлично смотрится и в образе полного надежд на будущее двадцатилетнего моряка Эдмона, и в облике уже увидевшего мрачную сторону жизни графа. Хронометраж в три часа кажется гигантским, под стать двухтомнику Дюма. К счастью, фильм смотрится динамично и выглядит лаконично. Несколько сцен действительно грешат затянутостью, но желания оторваться от экрана и взглянуть на часы не возникает. Драматургически экранизация романа предстает цельной историей: радует, что создатели не пошли по проторенной дорожке превращения большой книги в сериал или разделения ленты на части ради сохранения каждой детали оригинала. Изменения в сюжете позволили сценаристам не только уместить большое произведение в рамки одного полного метра, но и адаптировать классический текст к современным реалиям и сгладить спорные моменты эпохи, отраженные в романе. Гайде (Анамария Вартоломеи) уже не невольница графа, а его помощница и напарница в деле мести общим обидчикам. Камердинер теперь не раб с отрезанным языком, а итальянец с грозным взглядом (Абде Мациане). А у прокурора де Вильфора (Лоран Лафитт) на месте отца-судьи появляется сестра (Адель Симфаль).
Преимуществом фильма является и то, что, несмотря на значительное сокращение, сюжет остается понятным не только тем, кто читал роман и знает наизусть историю графа, но и публике, не знакомой с первоисточником. И действительно, «Монте-Кристо» — исторический блокбастер в классическом прочтении жанра: внушительный размах и детальная проработка интерьеров и костюмов, музыка, не заигрывающая с актуальными жанрами, красивые локации, захватывающие общие планы и крупные — предметов эпохи.
Реверансом в сторону современности становится разве что техническое оснащение гигантского замка графа Монте-Кристо. Легким движением руки стены раскрываются и превращаются в тренировочную комнату для стрельбы. При всем консерватизме и классическом подходе фильм умудряется выглядеть достаточно выразительно и стильно, не нагнетая, а разряжая атмосферу большого романа. Четкие силуэты вырисовываются с помощью плащей, шляп, масок и тростей.
Белые зубы после долгих лет в сырой грязной яме замка Иф вместе с мелькающими чистыми нарядами и шевелюрами в начале XIX века, конечно, могут насторожить придирчивого зрителя, но осуждать за недостоверность авторов совсем не хочется. Новый «Граф Монте-Кристо» — это грандиозное зрительское кино, в котором ощущается каждый вложенный евро бюджета самого дорогого французского фильма года. Подкупает именно универсальность ленты и ее доступность для аудитории всех мастей, а не только для избранных синефилов или филологов.
«Граф Монте-Кристо» — достойная экранизация, которая смотрится на одном дыхании и завораживает. Она способна затеряться на фоне шокирующих и броских премьер и фестивальных хитов, но пропустить её будет большой ошибкой для любителей пышных драм. Александр де ла Пательер и Матье Делапорт создали масштабное кино, идеально подходящее для просмотра на большом экране. Оно умудряется сохранить суть и передать дух весомого оригинала, не оставить в дураках зрителей, не читавших оригинал, и одновременно показать не подстрочник, а динамичную захватывающую историю.
Смелость, с которой в последнее время кромсают хорошую литературу, чтобы "сгладить спорные моменты эпохи" - это не то, чем следует гордиться режиссерам и продюссерам. Потому что снова у зрителя отбирают право наблюдать перавозданную историю в реальностях описываемого времени.
А у автора - право передать нетронуты...м его литературное наследие, как бы говоря, "мы сами знаем, как это лучше показать"....