Мощный режиссерский дебют, вселяющий ужас.
Визы одобрены, чемоданы упакованы. Венесуэльский урбанист Диего (Альберто Амман) и танцовщица из Барселоны Елена (Бруна Кузи) предвкушают скорый переезд в США, где планируют начать новую жизнь. Но по прибытии в аэропорт Ньюарка пару неожиданно задерживают сотрудники пограничного контроля, которые утверждают, что Елена и Диего что-то скрывают.
«Границы безумия» — полнометражный режиссерский дебют оператора Алехандро Рохаса и монтажера Хуана Себастьяна Васкеса. У авторов много общего: оба долгие годы работали в венесуэльском филиале HBO, оба переживали мучительные допросы, когда пытались переехать в США по визе талантов (Extraordinary Ability Visa). История Диего и Елены во многом основана на личном опыте, а также на рассказах других мигрантов, столкнувшихся с давлением пограничной службы.
Длинная очередь из людей, держащих в руках пакет с документами. Они нервно озираются, пытаясь навскидку определить, с каким из сотрудников паспортного контроля больше шансов на успех. Диего кажется, что мужчина за 18-й стойкой выглядит дружелюбно, но вместо дежурной улыбки и заветного «Добро пожаловать в Америку!» пара получает проверку биометрии и предложение пройти в кабинет для допросов. Серые стены молчаливых коридоров кажутся бесконечными, а проходящим мимо сотрудникам нет никакого дела до двух растерянных пассажиров. Словно подтверждая очевидность того, что происходящее не прецедент, а рутина, кто-то достает стремянку и начинает ремонт. Елену и Диего провожают в небольшой кабинет, больше похожий на кладовку, а за стеной раздаются тревожные звуки, напоминающие выстрелы. Пограничники вежливо просят не обращать внимания и начинают допрос.
Отстраненные голоса с нотками усталости на протяжении всего хронометража будут закидывать Елену и Диего самыми неожиданными вопросами, постепенно раскрывая подробности жизни героев. Зрители, еще минуту назад не знавшие ничего о прошлом пары, мгновенно вовлекаются в просмотр, ведь с этого момента и без того напряженная история превращается в детектив. Действительно ли герои что-то скрывают? Какова их истинная цель?
«Границы безумия» в духе американского триллера «Эксперимент “Повиновение”» и датского хоррора «Не говори никому» продолжают исследовать бездонную тему злоупотребления властью. Рохас и Васкес виртуозно обращаются с главной составляющей фильма — диалогами. Пока камера стремительно скачет по комнате, собирая по углам взгляды, слезы и вздохи присутствующих, вопросы сотрудников пограничной службы незаметно теряют всякую корректность. Вы едва ли сможете понять, в какой момент инициаторы допроса перестают укладываться в рабочие рамки, переходят границу и начинают руководствоваться голым любопытством. Если попросить Елену станцевать, она откажется или будет до последнего бороться за право стать гражданкой США, даже если придется заплатить унижением?
Дебют Рохаса и Васкеса — смелый ответ трехчасовым полотнам, за которыми частенько не скрывается ничего кроме солидного бюджета. За 74 минуты авторам удается полностью раскрыть потенциал идеи и заставить зрителей остаться на своих местах даже после появления титров. Интонация финала ужасает — вот она, банальность зла, череда действий, не приводящая ни к чему, кроме разрушений. Пройдемте за мной, подождите здесь, пройдите в кабинет, ответьте на вопросы, разблокируйте телефон, пройдите по коридору, оставьте здесь вещи, расскажите о себе, подождите здесь, разговаривайте тише, не открывайте чемодан.
Не мешайте.
Не двигайтесь.
Не дышите.
История Диего и Елены реальна — она случилась со многими из нас. В чем виноваты люди, отправившиеся в другую страну в поисках лучшей жизни? Почему место рождения может стать причиной для ненависти и демонстрации власти? «Границы безумия» таят в себе кошмар, который и не снился создателям самых кровавых хорроров, потому что эта история — не вымысел. Возникнув однажды, она длится и модифицируется, становясь частью нового насилия. Прямо сейчас, где-то там, в холодных серых стенах здания аэропорта, очередная Елена вытирает слезы и начинает танцевать.