Исторический эпик о том, как появилось Болгарское государство.
VII век. Время Великого переселения народов, сопровождаемого бесконечными войнами. Под давлением захватчиков протоболгарские племена Хана Кубрата вынуждены разделиться на несколько групп в надежде, что одна из них выживет. В течение долгих лет один из сыновей Кубрата, Хан Аспарух, водил свой народ по многим землям, чтобы в конце концов найти новую родину на Балканском полуострове. Однако теперь, дабы сохранить свободу своего народа, ему придется бросить вызов могущественной Византии.
В 1981 году в Болгарии торжественно отмечали 1300 лет со дня основания Болгарского государства. В общей сложности было проведено около 23 000 различных мероприятий (от военного парада и спортивных соревнований до издания шеститомной энциклопедии «История Болгарии»), и одно из главных мест в этом списке занимала историческая картина «Хан Аспарух».
Ни до, ни после в Болгарии не снимали таких масштабных фильмов. Считается, что в общей сложности в создании картины принимали участие порядка 100 000 человек. Однако в интервью 2019 года режиссер фильма Людмил Стайков заявил, что речь шла о 150 000 человек. Достоверно известно, что только из армии было откомандировано 20 000 солдат для создания массовки. Количество людей на съемках главной батальной сцены было настолько внушительным, что руководству Народной Республики Болгария, бывшей в то время частью Варшавского договора, пришлось объяснять представителям НАТО, что это не реальные военные действия, а съемки кино. Вполне возможно, что это не более чем исторический анекдот, но очень показательный. Да и в самом фильме одна из самых запоминающихся сцен – это та, в которой режиссер больше минуты (!) показывает плотные ряды марширующих перед камерой византийцев, отправляющихся на битву с войском Аспаруха.
Этот фильм вырос из книги 1980 года «Предречено от Пагане» («Так предсказала Пагане») прославленной Веры Мутафчиевой – историка, академика, писательницы, дочери не менее прославленного академика Петра Мутафчиева, который был автором «Истории болгарского народа» и «Книги о болгарах». Мутафчиева была и сценаристкой «Хана Аспаруха». На съемках ее «профессиональная деформация» привела к конфликтам с режиссером фильма Людмилом Стайковым. Мутафчиева, например, считала, что следовало бы уважать историческую правду и не избегать варварских сцен с участием протоболгар. А про Стойко Пеева, исполнившего роль Хана Аспаруха, она как-то сказала, что он накрашен как клоун и не имеет ничего общего с реальным Аспарухом. Стайков после этого выгнал Мутафичиеву со съемок, однако та не стала сдаваться, пообещав отозвать сценарий. В итоге, в конфликт пришлось вмешаться партийным чиновникам, в результате чего Стайков переснял несколько сцен, а Мутафчиева перестала вмешиваться в работу режиссера.
«Хан Аспарух» – единственный болгарский фильм, который имеет такое количество различных версий. В оригинальном варианте, вышедшем в Болгарии в 1981 году, он состоял из трех частей общей протяженностью 323 минуты. Для советского проката фильм был сокращен до двух серий. А в 1984 году компанией «Warner Bros.» была выпущена в американский прокат 95-минутная версия под названием «681 – Величие Хана» (эта картина стала первым болгарским фильмом, показанным в кинотеатрах США). Но на этом трансформации фильма не закончились: в 2019 году при участии Людмила Стайкова оригинальная трилогия была перемонтирована, сокращена до 140 минут и получила название «Хан и империя». Интересно, что на примере этого нового старого фильма даже спустя столько лет можно заметить отголоски конфликта Мутафчиевой и Стайкова – на постере этой картины сценаристом был указан именно Людмил Стайков (с припиской, что его сценарий основан на сценарии Мутафчиевой).
Отдельного упоминания достоин исполнитель роли Хана Аспаруха актер Стойко Пеев. Что бы ни говорила Вера Мутафчиева, но внешность молодого Пеева теперь неразрывно связана с образом основателя Первого Болгарского царства. Ведь недаром, как рассказывают очевидцы, жители одной деревни, рядом с которой проходили съемки, не только звали Стойко Пеева Ханом Аспарухом, но и относились к нему соответствующим образом. Тем удивительнее, что во время съемок Пееву было 23-24 года, и это была его первая не то что крупная, а в принципе первая роль в кино. К началу съемок он даже не успел окончить театральный институт, попав на пробы после третьего курса. Например, режиссер Вили Цанков, возглавлявший проект до Людмила Стайкова, рассматривал на роль Аспаруха Стефана Данаилова, который был старше Стойко Пеева на четырнадцать лет. Однако Цанков покинул фильм, поскольку тоже не смог сработаться с Верой Мутафчиевой. А уже Людмил Стайков с самого начала хотел взять на роль Хана Аспаруха никому не известного актера. Также, вполне вероятно, что определенный отпечаток на внешность Стойко Пеева наложила трагическая гибель его сестры, которую в Варне сбила машина, пока актер был на съемках.
Трудно непредвзято оценивать фильм, который, возможно, появился на экранах исключительно благодаря тому, что должен был стать частью чего-то большего, и основной задачей которого было поразить, удивить и впечатлить. Однако неоспорим тот факт, что «Хан Аспарух» по своему масштабу, значимости и, что главное, художественной ценности навсегда вписал себя в летопись не только болгарского, но и мирового кино.