Финальная часть новой трилогии о хэддонфилдском монстре в маске и непобедимой последней девушке.
После событий фильма «Хэллоуин убивает» прошло 4 года. Лори Строуд (Джейми Ли Кёртис) и её внучка Эллисон Нельсон (Энди Мэтичак) оправились от смерти дочери и матери Карен (Джуди Грир). Они пытаются начать всё с чистого листа — без постоянно страха перед Майклом Майерсом. Женщины перебираются в уютный дом, прячут ружья в подвал и даже налаживают личную жизнь. Одинокая Эллисон влюбляется в Кори Каннингэма (Роэн Кэмпбелл) — парня, который случайно убил ребёнка и стал главным объектом ненависти для горожан после исчезновения маньяка в маске. Но Майерс не дремлет: стоит перевернуть календарь на 31 октября, как кровь, убийства и ужас вновь обрушатся багровой волной на маленький город Хэддонфилд. Только этот раз точно станет последним. По крайней мере, так обещает название фильма.
Шероховатая, но любопытная трилогия Дэвида Гордона Грина подходит к концу. Режиссёр стоунерских комедий с Джеймсом Франко и нежных фестивальных драм («Властелин разметки») привнёс в франшизу Джона Карпентера чёрный юмор и — неожиданно — неординарные рассуждения о природе травмы и страхов. Майкл Майерс стал больше, чем просто иррациональное зло: это монстр, который способен разрушать сердца и умы жертв, десятилетиями не выходя в свет. Его главное оружие — не наточенный нож и животное хладнокровие, а вездесущесть. Маньяк в маске возникает из ниоткуда, убивает десятки людей, а затем растворяется в воздухе. Стихия? Метафора коллективной травмы и помешательства? Или просто неубиваемый психопат? Всё сразу и ничто из этого.
«Хэллоуин заканчивается» развивает мифологию Майкла Майерса. Теперь это зло, не только заточенное в одном человеческом обличье, но и способное передаваться чуть ли не воздушно-капельным (маска тут не поможет) путём. Даже прячась от лишних глаз в канализации, убийце удаётся заражать жителей городка безумием и всучать им нож в руки. Если в первой части Дэвид Гордон Грин снимал полуироничную оду психотерапии, то в финале трилогии нужда в кушетках и задушевных семейных диалогах полностью отпадает: победить чудище можно только множественными ударами колюще-режущих предметов и прилюдной казнью. Вирус Майкла Майерса — всё равно что вампиризм: убей верховного кровопийцу и все остальные превратятся в прах.
Жаль только, что прощание с двумя легендами франшизы — Лори и Майклом — вышло скомканным, несущимся на всех порах к эффектному финалу. Чтобы увидеть одну из самых брутальных развязок в серии придётся перетерпеть целый час бульварной мелодрамы. Гордон Грин словно сознательно оттягивает встречу Строуд и Майерса — потому что тогда придётся выкрикнуть последнее «Снято» и навсегда оставить франшизу. В первой половине фильма почти нет убийств, ударных комедийных сцен и саспенса — кажется, что по пути в зал кинотеатра ты случайно заглянул не туда и попал на сеанс дешёвой хоррор-пародии. Актёры и музыка (слава Карпентеру) те же, что и раньше, а вот панковский задор куда-то совершенно испарился.
Зато стоит фильму кривой походкой доковылять до долгожданного финала, как на экране начинают хрустеть черепа, проливаться кровь и звучать истошные вопли. Хэллоуин заканчивается, но отчаянно хочется, чтобы он продолжился вновь: пусть и с другими героями, авторами и концептом. Перед уходом из франшизы Дэвид Гордон Грин сделал красивый жест: позволил Лори спокойно выдохнуть и насладиться тишиной без томного ожидания Майкла Майерса. Ни намёка на то, что монстр вернётся, ни многообещающей открытой концовки — в общем-то, беспрецедентный исход для последних девушек из слэшеров, которые рано или поздно попадали в лапы маньяка.