Домашнее насилие, абьюз, манипулирование, постоянное вранье, Асмус и Бикович — праздничный набор к 8 Марта.
Отечественный прокат всегда любит праздники — самозабвенно, истошно, вместе и навсегда. Почетное место «женской» радости накануне 8 Марта занял фильм «Хочу замуж»: путь до зрительских сердец полностью открыт, пока зарубежные релизы обходят российские кинотеатры стороной. Судя по промо, за цветастым постером скрывается пустяковая комедия с обаятельными лицами Кристины Асмус, Милоша Биковича, Сергея Гилева, Марины Александровой и приятными видами Калининграда. Жанровое кино вслед за «Я худею» наконец покинуло территорию двух столиц, которые уже порядком поднадоели. Но оставить борт русского корабля сексистских стереотипов не вышло.
Случайная встреча хмельным вечером где-то на проспекте ведущей новостей Любы Юдиной (Асмус) и титулованного преподавателя университета Сергея Навашина (Бикович) спутала карты обоим. Жених и директор телеканала Роберт (Гилев) ревнует, жена и в перспективе мать Инга (Александрова) тоже, виновники поневоле толком не понимают, что произошло, клубок запутывается, все ругаются. Но вместо простого разговора начинается кавардак надуманных ситуаций, которые довольно сложно пересказать, но легко списать на партитуру жанра — комедия положений обязывает глупости случаться.
Да и пускай, чувство юмора у всех разное, и клепать вердикты «несмешно» не особенно справедливо и конструктивно: скажем так, все зависит от глаз смотрящего. Некоторые гэги представляют собой довольно шаблонный (или, допустим, классический) набор мизансцен: мужчина бродит по городу в одном халате, случайно попадает на телестудию, ест в прямом эфире червей (или каких-то других насекомых?) и ворует манекен с одеждой (возможно, это случилось в другом порядке). Пусть и бесхитростный, но все же это совершенно незлобный арсенал средств, чтобы поднять зрителю настроение. Признаемся честно, Милош в парике и правда вызывает улыбку. Но стоит ситуации коснуться женщин, как комедия оборачивается кошмарным хоррором, идею которого стоит продать студии A24.
Две главные героини одержимы традиционными ценностями: Инга пытается забеременеть во что бы то ни стало, а Люба хочет замуж. Настолько сильно, что готова обручиться даже с мужчиной, который ее бьет, изменяет, контролирует, манипулирует и лишает должности. Всех этих «значит, любит» достаточно для того, чтобы написать заявление на возлюбленного, но Юдина вместо этого решает выйти замуж за Навашина, причем использует роспись как доказательство независимости (авось экс-жених приревнует и вернется). Разговоры с мамой (Юлия Ауг) и подругой о том, что ее покалечило воспитание и привитый патриархальный уклад (если ты не вышла замуж в 32, значит, с тобой что-то не так), видимо, должны иллюстрировать сдвиги в сознании, но и финал, и поведение героини говорят об обратном. Триумфом мизогинии становится желание ответить иронией на актуальную повестку: так, студентка и местная Лолита беспочвенно обвиняет Навашина в харассменте, пока тот «благородно» избегает пыла своей ученицы. Остроумно? Если хоть иногда читать новости, не очень.
Но если на секунду представить, что во всем этом марафоне счастья заглушена навязчивая музыка и отсутствует клиповый монтаж интимных сцен, то «Хочу замуж» моментально превращается в жуткий психологический триллер о людях, искореженных стереотипами, морально уничтоженных и загнанных чужими установками. Одержимые женщины, абсолютно игнорируя собственное «я», свои желания, страхи и стремления, бросаются на амбразуры мужских рук, плеч и всего остального во имя неизвестно какой целей. Весь этот парад дисфункциональных отношений мог закончиться хеппи-эндом только в одном случае: если все участники любовного аттракциона отправились бы на психотерапию, а может, даже на стационарное лечение в санаторий. Разумеется, «долго и счастливо» здесь выглядит по-другому.
Пугает в ленте «Хочу замуж» и еще множество факторов, которые проще всего запихнуть под один ковер стереотипов. Многие из тревожных звонков хотелось списать на отсутствие женской оптики в составе создателей ленты, но и здесь промах. Постановщицей и сценаристкой стала Соня Гарпунина — в каком-то смысле это кино авторское. Честно говоря, можно только растерянно развести руками, если именно так выглядит личное послание женщинам к 8 Марта (напоминаем, день солидарности и борьбы за равные права). Всех с праздником!