Режиссёрский дебют сценариста «Игры в имитацию», напоминающий советский телеспектакль.
Чикаго, 1956 год. Реальной властью на улицах города обладают банды. Переехавший из Лондона портной Леонард (Марк Райлэнс) шьёт лучшие костюмы и не чурается работы на гангстеров — благо, платят они исправно. Главные его клиенты — банда Роя Бойла (Саймон Расселл Бил). Однажды вечером к Леонарду в ателье приходят сын главаря шайки Ричи Бойл (Дилан О’Брайен) и его товарищ Фрэнсис (Джонни Флинн). Им в руки попала запись, обличающая всю преступную группировку. Как выяснилось, в стане Бойлов давно появилась «крыса», которая сливает ценную информацию федералам. Осталось только определить, кто это. В параноидальном угаре подозрение падает на всех: на Ричи, Фрэнсиса, портного и администраторшу ателье Мэйбл (Зои Дойч). На дорогие и ладно скроенные костюмы обязательно прольётся кровь.
«Костюм» — режиссёрский дебют писателя и сценариста Грэма Мура. Кинематографист получил «Оскар» в номинации «лучший адаптированный сценарий» за «Игру в имитацию». Премьера «Костюма» состоялась во внеконкурсной программе Берлинале этого года, что очень логично: любому фестивалю нужны звёзды на красной ковровой дорожке.
У Грэма Мура в распоряжении не только внушительный актёрский состав, но и впечатляющая съёмочная группа. Музыку к картине написал Александр Деспла — композитор «Формы воды», «Отеля “Гранд Будапешт”», «Офицера и шпиона» и множества других титулованных лент. Снял фильм постоянный оператор Майка Ли Дик Поуп. Все вводные данные указывают на то, что «Костюм» мог получиться лучшего покроя.
Действие фильма ограничено одним ателье и несколькими важными героями. И фактурно, и драматургически картина напоминает телеспектакль или театральную постановку. На сцене всегда остаётся один персонаж — портной Леонард. По очереди к нему присоединяются другие важные действующие лица: помощница, к которой он относится как к дочери, члены банды Бойлов и их противники из французской шайки. Все они одеты стильно и в соответствии с модой середины прошлого века: мужчины — в роскошных шляпах и костюмах (а могло ли быть иначе, раз так называется фильм?), женщины — в платьях, которые сегодня можно назвать винтажным шиком. Каждый герой в назначенный срок толкает программный монолог или ведёт богатый нюансами диалог с портным, кладезем британской мудрости. Только все реплики функциональны, никакого лоска в них нет. Разве что изредка могут вскользь процитировать Оскара Уайльда.
Представьте себе «Бешеных псов» Квентина Тарантино, но без луж крови и многочисленных флешбэков, его же «Омерзительную восьмёрку», когда все герои благополучно добрались до занесённой снегом хижины, или же куда менее остроумную версию «Перестрелки» Бена Уитли, где никто ни в кого не стреляет: летят не пули, а слова. И это вовсе не пулемётные очереди диалогов Аарона Соркина, нет, за текстом «Костюма» сложно углядеть оскароносного сценариста. При этом мужчины одеты, как Мэттью МакКонахи или Чарли Ханнэм из «Джентльменов» Гая Ричи с поправкой на другую эпоху, и держатся в кадре уверенно, зная, что костюмчики сидят идеально. Этого описания будет достаточно, чтобы понять, что собой представляет дебют Грэма Мура.
В оригинале фильм называется Outfit. И у этого английского слова два значения: не только «костюм», но и «организация». Так назывался чикагский синдикат организованной преступности. Расцвет деятельности пришёлся на 1920-е годы и связан с именами Джона Торрио и Аль Капоне. К середине века это всё ещё властная структура, но уже находящаяся на излёте, потому над ней можно и подшучивать. Сегодня все эти серьёзные мужчины на экране выглядят слегка комично: хотят сиять, как голливудские звёзды, но на жизнь себе зарабатывают банальными грабежами, крышеванием и убийствами. Никакой романтики.
Главное украшение «Костюма» — Марк Райлэнс. Его Леонард — классический британец: чопорный, долго подбирающий слова, прекрасно воспитанный и не лишённый чувства юмора. С первых же минут понятно, что за едва скрытой ухмылкой прячется туманное прошлое. Портной уверяет, что перебрался в Чикаго из Лондона после войны, потому что британскую столицу наводнили джинсы, а костюмы вышли из моды. Но это далеко не всё. Леонард вроде бы маленький человек, свидетель больших событий, но он не так прост — у опытного игрока всегда есть пара тузов в рукаве. Райлэнс ведет партию с нескрываемым удовольствием. В ограниченных пространством условиях, практически театральном антураже, артист чувствует себя как рыба в воде. За остальными персонажами можно и не наблюдать — по-настоящему интересен только портной.
Дебютный фильм Грэма Мура не впечатляет ни саундтреком, ни операторской работой — в нём всё усреднено. «Костюм» — картина ковидного времени: минимум локаций и актёров. Только автору не хватает изобретательности, а может, и смелости. Сценарий недостаточно остроумен, безумен, кровав и динамичен. По своей задумке это экспериментальное кино: фильм о гангстерах, но без перестрелок; одно помещение, а все ключевые события проговариваются участниками и вынесены за рамку кадра. Но уж слишком всё чинно и благородно, без резких взлётов и падений. Из зрительского зала доносится храп.