Что посмотреть
Мамонты Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4zztp5tn
Рецензии

Рецензия на фильм «Костюм» — гангстерскую драму о чикагской мафии и лондонском портном

Режиссёрский дебют сценариста «Игры в имитацию», напоминающий советский телеспектакль.

Добавить в закладки

Трейлер

Чикаго, 1956 год. Реальной властью на улицах города обладают банды. Переехавший из Лондона портной Леонард (Марк Райлэнс) шьёт лучшие костюмы и не чурается работы на гангстеров — благо, платят они исправно. Главные его клиенты — банда Роя Бойла (Саймон Расселл Бил). Однажды вечером к Леонарду в ателье приходят сын главаря шайки Ричи Бойл (Дилан О’Брайен) и его товарищ Фрэнсис (Джонни Флинн). Им в руки попала запись, обличающая всю преступную группировку. Как выяснилось, в стане Бойлов давно появилась «крыса», которая сливает ценную информацию федералам. Осталось только определить, кто это. В параноидальном угаре подозрение падает на всех: на Ричи, Фрэнсиса, портного и администраторшу ателье Мэйбл (Зои Дойч). На дорогие и ладно скроенные костюмы обязательно прольётся кровь.

Марк Райнлэнс в роли Леонарда на кадре из фильма «Костюм»

Марк Райнлэнс в роли Леонарда на кадре из фильма «Костюм»

«Костюм» — режиссёрский дебют писателя и сценариста Грэма Мура. Кинематографист получил «Оскар» в номинации «лучший адаптированный сценарий» за «Игру в имитацию». Премьера «Костюма» состоялась во внеконкурсной программе Берлинале этого года, что очень логично: любому фестивалю нужны звёзды на красной ковровой дорожке.

У Грэма Мура в распоряжении не только внушительный актёрский состав, но и впечатляющая съёмочная группа. Музыку к картине написал Александр Деспла — композитор «Формы воды», «Отеля “Гранд Будапешт”», «Офицера и шпиона» и множества других титулованных лент. Снял фильм постоянный оператор Майка Ли Дик Поуп. Все вводные данные указывают на то, что «Костюм» мог получиться лучшего покроя.

Зои Дойч в роли Мейбл на кадре из фильма «Костюм»

Зои Дойч в роли Мейбл на кадре из фильма «Костюм»

Действие фильма ограничено одним ателье и несколькими важными героями. И фактурно, и драматургически картина напоминает телеспектакль или театральную постановку. На сцене всегда остаётся один персонаж — портной Леонард. По очереди к нему присоединяются другие важные действующие лица: помощница, к которой он относится как к дочери, члены банды Бойлов и их противники из французской шайки. Все они одеты стильно и в соответствии с модой середины прошлого века: мужчины — в роскошных шляпах и костюмах (а могло ли быть иначе, раз так называется фильм?), женщины — в платьях, которые сегодня можно назвать винтажным шиком. Каждый герой в назначенный срок толкает программный монолог или ведёт богатый нюансами диалог с портным, кладезем британской мудрости. Только все реплики функциональны, никакого лоска в них нет. Разве что изредка могут вскользь процитировать Оскара Уайльда.

Представьте себе «Бешеных псов» Квентина Тарантино, но без луж крови и многочисленных флешбэков, его же «Омерзительную восьмёрку», когда все герои благополучно добрались до занесённой снегом хижины, или же куда менее остроумную версию «Перестрелки» Бена Уитли, где никто ни в кого не стреляет: летят не пули, а слова. И это вовсе не пулемётные очереди диалогов Аарона Соркина, нет, за текстом «Костюма» сложно углядеть оскароносного сценариста. При этом мужчины одеты, как Мэттью МакКонахи или Чарли Ханнэм из «Джентльменов» Гая Ричи с поправкой на другую эпоху, и держатся в кадре уверенно, зная, что костюмчики сидят идеально. Этого описания будет достаточно, чтобы понять, что собой представляет дебют Грэма Мура.

Дилан О’Брайен в роли Ричи на кадре из фильма «Костюм»

Дилан О’Брайен в роли Ричи на кадре из фильма «Костюм»

В оригинале фильм называется Outfit. И у этого английского слова два значения: не только «костюм», но и «организация». Так назывался чикагский синдикат организованной преступности. Расцвет деятельности пришёлся на 1920-е годы и связан с именами Джона Торрио и Аль Капоне. К середине века это всё ещё властная структура, но уже находящаяся на излёте, потому над ней можно и подшучивать. Сегодня все эти серьёзные мужчины на экране выглядят слегка комично: хотят сиять, как голливудские звёзды, но на жизнь себе зарабатывают банальными грабежами, крышеванием и убийствами. Никакой романтики.

Главное украшение «Костюма» — Марк Райлэнс. Его Леонард — классический британец: чопорный, долго подбирающий слова, прекрасно воспитанный и не лишённый чувства юмора. С первых же минут понятно, что за едва скрытой ухмылкой прячется туманное прошлое. Портной уверяет, что перебрался в Чикаго из Лондона после войны, потому что британскую столицу наводнили джинсы, а костюмы вышли из моды. Но это далеко не всё. Леонард вроде бы маленький человек, свидетель больших событий, но он не так прост — у опытного игрока всегда есть пара тузов в рукаве. Райлэнс ведет партию с нескрываемым удовольствием. В ограниченных пространством условиях, практически театральном антураже, артист чувствует себя как рыба в воде. За остальными персонажами можно и не наблюдать — по-настоящему интересен только портной.

Дебютный фильм Грэма Мура не впечатляет ни саундтреком, ни операторской работой — в нём всё усреднено. «Костюм» — картина ковидного времени: минимум локаций и актёров. Только автору не хватает изобретательности, а может, и смелости. Сценарий недостаточно остроумен, безумен, кровав и динамичен. По своей задумке это экспериментальное кино: фильм о гангстерах, но без перестрелок; одно помещение, а все ключевые события проговариваются участниками и вынесены за рамку кадра. Но уж слишком всё чинно и благородно, без резких взлётов и падений. Из зрительского зала доносится храп.

Текст: Максим Ершов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?