Эмоциональное кино о хрупких отношениях между детьми и родителями.
Тридцатилетняя журналистка Саша (Анна Шепелева) срывается из Москвы в Питер, чтобы помочь маме (Виктория Толстоганова) с поисками сбежавшей из дома младшей сестры Сони (Маша Лобанова). Беглянку быстро находят недалеко от заброшенной семейной дачи благодаря звонку деятельного соседа Бориса (Артём Быстров). Приехавшим родственницам, впрочем, не удается забрать девочку в город, та наотрез отказывается возвращаться. Причиной подросткового бунта стала неожиданная новость о смерти давно вернувшегося на родину отца-американца. Вот только расстроенная Соня пока не знает, что незадачливый папаша на самом деле жив. Просто мать решила, будто от мертвого от него будет меньше проблем. Ложь якобы во благо приводит к семейному конфликту: девочка-тинейджер больше не хочет жить с мамой. Общество токсичной матери невыносимо и для Саши, но ради младшей сестры она готова сцепив зубы терпеть упреки в свой адрес. Три женщины остаются в загородном доме, где им предстоит наконец-то проговорить накопленные годами обиды.
На примере одной дисфункциональной семьи «Край надломленной луны» предлагает честный взгляд на проблемы современных женщин из разных поколений. Получилось как минимум объективно: кино о хрупкой связи между матерью и дочерьми с особым трепетом и нежностью написали и перенесли на экран именно женщины. Над фильмом работали постановщица-дебютантка Светлана Самошина, опытная кинематографистка Наталия Мещанинова и искусная операторка Яна Риц. Жюри прошедшего Московского международного кинофестиваля творение оценило: семейная драма взяла главный приз в секции «Русские премьеры».
Актерские работы тоже невозможно не отметить. Особенно органична Анна Шепелева в образе тридцатилетней дочери, которая никак не может найти общий язык с матерью. Токсичная мама в исполнении Виктории Толстогановой выглядит чуть менее убедительно, но в отдельных сценах играет блестяще. Уверенно держится в кадре и юная Маша Лобанова в роли школьницы-бунтарки.
Основной конфликт фильма — поколенческий. Между матерью-одиночкой и ее разновозрастными дочерьми отсутствует нормальная коммуникация: они не слышат, а главное — не хотят слышать друг друга. При этом с первых минут драма юной Сони как бы уходит на второй план. Побег девочки-подростка выглядит скорее как необязательная завязка, повод столкнуть лбами обиженную взрослую дочь и вечно придирчивую мать.
Главная героиня — тридцатилетняя Саша. С нее история начинается, на ней и заканчивается. В детстве родители сбагрили дочь бабушке, предпочитая воспитанию ребенка тусовки в клубах. Последние десять лет девушка прожила в Москве, но так и не смогла полюбить город. К родному Питеру теплых чувств она тоже не испытывает. Везде ощущает себя лишней. Вот и мама в определенный момент просит «не лезть в их семью», будто Саша чужой человек. Ситуация с Соней обратная: мать душит ребенка гиперопекой. Вероятно, так женщина пытается исправить ошибки прошлого, но получается тоже неважно.
Мужчинам на экране уделено не так много внимания: они исчезают так же быстро, как и появляются. Отец девочек фигурирует не только в рассказах матери и воспоминаниях дочерей, но и ненадолго показывается в окошке видеосвязи. Даже по короткому разговору очевидно, что он явно не тянет на образец для подражания. В противовес горе-папаше положительным героем выступает персонаж Артёма Быстрова — хозяйственный сосед Борис. Тот хоть и в разводе, но своего ребенка не бросил.
Сценарий «Края надломленной луны» хорошо работает на уровне отдельных сцен, а вот общая картина слегка фальшивит. Отец рокер-игроман из Америки не вяжется с матерью-филологом, пусть и отжигавшей в молодости, со слов бабушки. Профессия Саши, как и ее алкогольная зависимость, тоже кажется неубедительной, вписанной словно ради хоть какой-то характеристики в портрете.
Зато диалоги написаны честно и без прикрас. Для матери в порядке вещей разговаривать со взрослой дочерью как с собакой. Даже спустя десятилетия она продолжает кошмарить родного ребенка: критикует внешность, поведение, характер. Бьет по больному и еще удивляется, что дочь до сих пор на нее обижается. Никакой эмпатии и тактичности. Старшее поколение убеждено в своей правоте и считает, что младшее «обвиняет во всем родителей просто потому, что это сейчас модно». Создатели фильма открыто рассуждают о хрупкости отношений между детьми и родителями, а еще смело заявляют: взрослые бывают неправы. И никакими дежурными «люблю» и «хотела как лучше» уже не отделаешься.
Несмотря на тяжелую тему, «Край надломленной луны» на удивление смотрится довольно легко. Никакого чрезмерного драматизма: эмоциональный сценарий сглаживает медитативная съемка. Открытый финал оставляет поле для интерпретаций: первый шаг к перемирию сделан, но в символическое «жили долго и счастливо» верится все же с трудом.