«Эта замечательная жизнь» Фрэнка Капры, но в формате слэшера.
Начинать разговор о «Крике. Ночь перед Рождеством» стоит с важной ремарки: режиссер Тайлер МакИнтайр задумал слэшер-перепевку нестареющего новогоднего шлягера «Эта замечательная жизнь». Едва ли классику Фрэнка Капры можно причислить к нашим застольным шедеврам, но, так или иначе, история Джо Бейли (Джеймс Стюарт) вошла в канон праздничных духоподъемных историй наряду с рождественскими фантазиями Диккенса или хитами ABBA. Для похода на вечерний сеанс «Крик. Ночь перед Рождеством» просмотр оригинала не то чтобы непременно обязателен, но все же желателен. Обаяние снежного ужастика лучше сработает при знании оригинала и общей погруженности в контекст хорроров — мешок камео и отсылок прилагается.
В городке с волшебным названием Энжел Фоллс произошла чудовищная резня прямо в сочельник. Старшеклассница Винни (Джейн Уиддоп) рисковала стать жертвой убийцы в белой маске, но не только спасла нескольких камрадов, но и прикончила злодея. Побегушки с маньяком не проходят бесследно: год спустя местные позабыли о трагедии, а Винни, как и подобает последней девушке, не может распрощаться с грузом вины: она выжила, а ее близкие — нет. Утопая в депрессии, ПТСР, елочной мишуре и отблесках северного сияния, девушка загадывает желание: никогда не существовать. И, как и бывает в праздничных лентах, заветное сбывается, а попаданка оказывается в Энджел Фоллс, где никто не смог остановить маньяка в роковую ночь, а у ее брата (Эйден Ховард) никогда не было сестры.
В зимний сезон все чаще кажется, что именно фильмы ужасов заняли нишу праздничного новогоднего кино, где раньше по праву располагались романтические комедии. Без иронии наблюдать за новыми историями счастливого воссоединения возлюбленных у волшебной ели уже нет ни сил, ни желания. Всегда можно обратиться к жанровой классике снежных поцелуев, которая не подводит, а очередной приторный десерт найти в каталоге стримингового сервиса, но не в кино. Новогодние хорроры все еще обладают аурой уютного сеанса в кинозале — вечер без претензий и обязательств. Незатейливое кино, которое буквально проговаривает, что будет очень и очень больно, но постепенно станет легко.
Возвращаясь к основному предмету разговора: если вы ждете эффектных погонь и ожесточенных шоустопперов с убийствами разной степени изобретательности, то «Крик. Ночь перед Рождеством» — не совсем подходящий вариант. Молодежь погибает под ножом убийцы в образе ангела, который больше похож на ассасина, но резня освобождена от присущей жанру интенсивности. Пусть праздничная атрибутика и пополняет арсенал средств для упоительного душегубства, но картинные расправы остаются лишь жанровым средством, не перерастая в самоцель.
Вместо полнокровной резни режиссер концентрируется на маленьких поп-культурных сувенирах и стремлении излечить праздничное одиночество и новогодний сплин. Верной спутницей Винни на пути освобождения городка от убийцы и капиталистической угрозы становится «Чудила» Берни (Джессика МакЛауд), которая ужасно напоминает Робин (Майя Хоук) из «Очень странных дел». В эпизодических ролях появляются важные для жанра люди: Кэтрин Изабель из «Оборотня» и Уильям Б. Дэвис (Курильщик!) из «Секретных материалов». В роли злодейского злодея с автозагарным автозагаром выступает бесстрашный Джастин Лонг, который окончательно закрепил репутацию короля крика — «Варвар» не прошел бесследно, наследие «Джиперса Криперса» живет.
Девушки мечутся среди огоньков, пытаясь наконец закольцевать череду убийств, выйти из замкнутого круга и примирить всех со всеми. Самое безопасное, уютное и любимое место в разрухе альтернативного Энджел Фоллс — кинотеатр, где можно посмотреть классику, покидать попкорном в соседку и никуда не спешить хотя бы пару часов, даже если надо спасать мир. «Крик» улавливает то же настроение: вроде просмотр необязательный, и фильм едва ли станет рождественской классикой кошмаров, как «Черное Рождество» Боба Кларка. Но есть в ленте МакИнтайра очарование и слэшеров 90-х, и постмодернистских комментариев 10-х, и классики 60-х: практически дух прошлого, настоящего и будущего. Только с ножом в руках.