Обаятельное, но не слишком находчивое приключенческое кино об авантюристах, ищущих Древо жизни в Амазонских джунглях.
Разгар Первой мировой, по всей Европе (да и не только) бушует «испанка», которая унесла больше жизней, чем любое оружие по обе стороны фронта. Доктор ботаники Лили Хоутон (Эмили Блант) считает, что можно спасти тысячи жизней, если собрать экспедицию в Амазонку и найти там Древо жизни — мифическое растение, чьи цветки, по легенде, лечат любые недуги. Финансирование ей, конечно, никто не даёт — и потому что затея звучит безумно, и потому что она женщина (что для географического сообщества даже больший стоп-знак, чем дикость всего предприятия). Тогда, выкрав важный артефакт, способный указать на местонахождение Древа, Лили вместе с братом отправляется в Бразилию сама и там находит хитрого туристического гида Фрэнка (Дуэйн «Скала» Джонсон), согласившегося провести её по многочисленным притокам Амазонки (правда, с какими-то своими тайными целями). В это же время Древо пытается найти немецкий принц (Джесси Племонс), желающий использовать его для победы Германии в войне, а также отряд проклятого конкистадора Агирре (да, того самого, про которого Вернер Херцог снял свой «Гнев божий»), скитающийся по джунглям не одну сотню лет.
Не каждый день в наше время выходят оригинальные большие блокбастеры — если быть конкретнее, они выходят так редко, что к немногочисленным исключениям хочется заочно относиться с некоторым благоговением. Вообще, до чего же индустрия должна была нас довести, чтобы фильм вроде «Круиза по джунглям» чувствовался чуть ли не глотком свежего воздуха. Не потому, что он особенно хороший, и не потому, что хоть в какой-то степени новаторский. А просто потому, что в кои-то веки Disney не снял live-action ремейк старого мультфильма, а попытался сделать новых «Пиратов Карибского моря».
Сравнивать «Круиз» с «Пиратами» — пожалуй, дело неблагодарное. Но от этой параллели никуда не деться, слишком много схожих слагаемых. Оба основаны на аттракционе из Диснейленда, в обоих экзотический исторический сеттинг с долей мистики, есть неоднозначный персонаж-трикстер, сыгранный жутко популярным актёром, а среди антагонистов — проклятые авантюристы (только здесь конкистадоры, а не пираты) пополам с амбициозными оппортунистами (Джесси Племонс играет, по сути, местного лорда Беккета, только куда более карикатурного). Если копнуть чуть глубже, сходств на самом деле ещё больше: и в характерах, и в нарративной структуре, и, пожалуй, в интонации. Выйди это кино в начале десятых, его бы наверняка обвинили в безыдейной попытке пройтись по проторенной Гором Вербински дорожке — за то же ругали, скажем, вполне сносного «Принца Персии» с Джилленхолом. Но сейчас, в мире, захваченном серой супергероикой, никто, кажется, не против откровенного эпигонства. По крайней мере, «Круиз» знает, за кем стоит повторять.
Насколько хорошо он это делает — уже совсем другой вопрос. Для кино, основанного на аттракционе, «Круизу по джунглям» катастрофически не хватает этой самой аттракционности. Жауме Кольет-Серра, в основном известный по боевикам с Лиамом Нисоном, всё же далеко не Гор Вербински: у него нет видения и почерка прирождённого блокбастерного режиссёра, и он явно не так хорошо умеет выстраивать сложные масштабные экшен-эпизоды (к его чести, мало кто умеет). Как только в «Круизе» начинается активное действие, кино моментально превращается в стандартный диснеевский боевик последних лет, из тех, что они теперь отправляют прямиком на стриминги: почти целиком сделанный на крупных планах, с едва скрываемым хромакеем на фоне и камерой, боящейся показать хоть один трюк без монтажных склеек через каждые пару секунд.
Зато фильм раскрывается в относительно тихие моменты. Когда его герои просто идут по Амазонке на старом баркасе и забавно выясняют отношения, когда Джесси Племонс со смешным акцентом договаривается с кивающими в ответ пчёлами, а Скала мучает собеседников изворотливыми каламбурами: это что-то вроде его характерообразующей черты — надо сказать, весьма забавной. «Круиз по джунглям» вообще умеет быть смешным и обаятельным, по крайней мере в те моменты, когда не слишком пытается впихнуть новую этику в олдскульную приключенческую историю (пытается слабенько, по-диснеевски, так, чтобы в Китае было не сложно переозвучить особенно острые моменты). Но все его успехи и весь творческий креатив — как запоминающийся дизайн проклятых конкистадоров, один из которых, например, состоит из огромного роя пчёл и сочащихся мёдом сот, — разбиваются о посредственную реализацию. О тот же серый экшен, о натужный хеппи-энд, обо все эти маленькие детали, которые отделяют классное от нормального, шедевры от фильмов, где имена героев вы забудете уже по дороге от кинотеатра до дома.