Самый успешный китайский фильм 2022 года выходит в российский прокат.
Юэ Дугу (Шэнь Тэн) – обычный техник на лунной станции. Он влюблён в начальницу Ма Лансин (Ма Ли), иногда ошибается, но в целом с работой справляется. Когда выясняется, что на Луну вот-вот обрушится метеоритный дождь, на станции объявляют эвакуацию. Юэ по оплошности её пропускает и остаётся единственным человеком на спутнике Земли – к счастью, с полным складом продуктов, но без связи с планетой. Когда метеоритный дождь, едва задев Луну, бьёт по Земле, Юэ и вовсе остаётся последним из homo sapiens. По крайней мере, ему так кажется. У китайского же населения другой угол обзора – у всё-таки выжившего, но оставшегося без большинства элементарных благ цивилизации человечества остаётся последняя радость в жизни – реалити-шоу о последнем мужчине на Луне. Связи по-прежнему нет, но камеры исправны и шоу должно продолжаться.
«Лунный человек» – один из самых кассовых фильмов 2022 года, даром что полноценный прокат обошёл стороной и США, и Европу, и Индию. Большая часть денег была собрана на родине авторов, в Китае. Под конец 2023 года картина добралась до российских кинотеатров.
Самые очевидные родственники «Лунного человека» – «Марсианин» и «Шоу Трумэна». Причём исполнитель главной роли, Шэнь Тэн, по типажу гораздо ближе к Джиму Керри, чем к Мэтту Дэймону. Да и кенгуру в качестве соседа выглядит гораздо более выгодным ходом, чем оранжерея с картофельными побегами.
Юэ – идеальный герой, этакий Иван-дурак: ленивый, но храбрый, комичный, но с чистой душой. Поочерёдно он совершает различные «подвиги»: что-то чинит, где-то находит еду, пытается подружиться с кенгуру. В перерывах, будто специально на потеху публике, признаётся в любви к кукле начальницы. После восстановления связи с Землёй подвиги становятся значительней – приходится и космические аппараты восстанавливать, и планету спасать. В таком ключе поочерёдных квестов и развивается сюжет, а чтобы зритель не утомился, время от времени лунная рутина прерывается включениями из центра управления полётами. Там тоже всё неидеально, на одно блестящее решение два дурацких, есть свои шуты, свои герои, в целом всё то же самое, но расщепленное на нескольких персонажей.
Режет глаз, хотя и длится не больше трёх-пяти секунд, эпизод с тем, как недовольных новым шоу людей забирают спецслужбы. Уместная в пародийных скетчах о Второй мировой сценка подаётся в комплиментарном контексте, и остаётся только догадываться, что это было – секундный демарш или искренняя точка зрения авторов. За исключением этого, идеальная комедия о спасении человечества от метеорита, рассказ о том, что было бы, случись события «Не смотри наверх» в Китае, – пусть не без ошибок, но проблема была бы решена. По крайней мере, так считают авторы.
Финансовый успех «Лунного человека» – не причуда китайского зрителя, а результат кропотливого конструирования блокбастера из палаты мер и весов. Помимо уже упомянутых картин здесь нашлось место и «Армагеддону», и «Безумному Максу». По итогу получается картина, которая могла бы сорвать кассу в Западном полушарии 20-30 лет назад и сейчас была бы «народным хитом» на СТС или ТНТ. Однако при всей мастеровитости авторов и сценарной собранности – а за два часа хронометража сюжет не провисает ни на минуту – «Лунный человек» вторичен и вызывающе неоригинален. Мир за последние десятки лет ушёл далеко вперёд – «Аватары», «Барби», франшиза Marvel; Китай же, по крайней мере в поп-культурном плане, пока только догоняет. Впрочем, если кому-то хочется вернуться в прошлое и погрузиться в семейное кино рубежа веков, то китайская кинематография предоставляет для этого все возможности.