Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Микулай» — драму под видом этнотриллера

Пугающая психологическая драма, в которой все не то, чем кажется, даже сходство с «Солнцестоянием». 

Добавить в закладки

Трейлер

Беспечный селянин Микулай (Виктор Сухоруков) вместе с престарелыми родителями и беременной молодой женой Нащтук (Екатерина Агеева) живет в небольшой кряшенской деревушке Сарсаз Кул. Семейную идиллию нарушает внезапно появившийся в общине молодой врач Степан (Иван Добронравов), который с ходу заявляет: он сын Микулая. Парень планирует забрать отца в город, но тот наотрез отказывается покидать родные края, ведь без него жители поселения точно пропадут. Вскоре путь назад будет отрезан и для незваного гостя.

Иван Добранравов в роли на кадре из фильма «Микулай»

Иван Добранравов в роли на кадре из фильма «Микулай»

«Микулай» — полнометражный дебют казанского режиссера Ильшата Рахимбая. В основу сценария легла одноименная пьеса татарского драматурга Мансура Гилязова. При этом концепция театральной постановки подверглась значительным изменениям, и лучше не знать каким именно, чтобы не портить впечатление от просмотра. Без спойлеров можно сказать лишь то, что благодаря рекомендациям опытного фильммейкера Тимура Бекмамбетова историю кряшенской деревушки было решено снимать в жанре этнотриллера. Направление действительно подходящее. Проблема в том, что триллера в итоге получилось мало, да и «этно» почти не ощущается.

В Интернете картину успели окрестить российской версией «Солнцестояния», но с творением Ари Астера «Микулая» роднят разве что намеки на этнический подтекст и парочка выразительных кадров из трейлера. Национальный колорит кряшен выступает скорее фоном для психологической драмы. При большом желании работу Рахимбая можно обозначить как кинематографическую зарисовку целой этноконфессиональной группы, но в большей степени это кино фокусируется на трагедии конкретного человека. 

Виктор Сухоруков в роли Микулая кадре из фильма «Микулай»

Виктор Сухоруков в роли Микулая кадре из фильма «Микулай»

С первых кадров ясно — в деревушке происходит что-то странное. Посреди ночи сорвавшийся из дома Микулай суетливо носится с факелом, чтобы зажечь конструкцию из деревянных брусьев, пока молчаливые односельчане неуклюже топчутся на месте. Появление на земле чужака усиливает зловещую природу общины. Хотя радостный Микулай охотно водит новоявленного сына по родственникам и соседям, от местных подобного энтузиазма не наблюдается. Беременная Нащтук открыто высказывает претензии к гостю, пока остальные жители в лучшем случае мычат что-то нечленораздельное. Реакция же Степана на увиденное в деревне однозначна — шок. 

Истинная тайна поселения выясняется до обидного быстро — уже спустя полчаса создатели фильма раскрывают карты, и вся заявка на триллер досадно рассыпается. После этого смотреть кино, увы, не так интересно. Единственное, что держит у экрана, — желание получить больше подробностей. Информацию выдают порционно: поведение главного героя обрастает смыслами, но на финальных поворотах трудно отделаться от ощущения, что иногда авторов сильно заносит.

Виктор Сухоруков в роли Микулая кадре из фильма «Микулай»

Виктор Сухоруков в роли Микулая кадре из фильма «Микулай»

Центральное звено истории — Микулай в исполнении Виктора Сухорукова. Для своих почтенных 70 лет актер находится в отличной форме, и для режиссера-дебютанта заполучить звезду такого масштаба в свой первый фильм — большая удача. Вот только манера игры колоритного артиста в данном случае избыточна и большую часть фильма действует раздражающе. Сама по себе трагедия персонажа вызывает сильные эмоции, и все же присущее актеру фиглярство мешает проникнуться подлинным сочувствием. Натянутая до ушей улыбка в целом вполне обусловлена характером Микулая, но с фактурной внешностью Виктора Ивановича не сочетается: перманентная радость на лице работает подобно маске душегуба из тру-крайм-сериала. И если в первой части картины подозрительная лучезарность может быть даже к месту, то ближе к развязке напускная блаженность все портит. Молодые коллеги Сухорукова — Иван Добронравов, Екатерина Агеева, Варвара Шмыкова — получают сильно меньше экранного времени, но в рамках своих образов смотрятся вполне органично. 

Несмотря на некоторые проблемы с подачей, проект определенно заслуживает внимания хотя бы на уровне идеи. Пусть в единое целое первые полчаса крепкого деревенского триллера и следующий за ним час психологической драмы не складываются, оторваться от просмотра тем не менее невозможно. С исполнителем главной роли Виктором Сухоруковым сложно не согласиться, «Микулай» действительно может заложить основу «киноимперии в Татарстане». Региональное кино в отечественном прокате все еще большая редкость: на слуху лишь ленты из Якутии. Российский зритель знаком с работами талантливых самобытных авторов вроде Дмитрия Давыдова, Степана Бурнашева, Владимира Мункуева и Любови Борисовой. У перспективного новичка Ильшата Рахимбая есть все шансы вписать свое имя в этот список.

Текст: Юлия Салихова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?