Эмоциональная драма Ли Айзека Чуна про американскую мечту глазами корейских иммигрантов.
1980-е. Из Калифорнии в провинциальный Арканзас переезжает корейская семья. Отец семейства Джейкоб (Стивен Ян) мечтает стать фермером, выращивать традиционные корейские продукты и продавать их на местном рынке. А вот его жена Моника сильно разочарована непомерными амбициям мужа и новой жизнью в разваливающемся трейлере. Пытаясь хоть как-то подбодрить жену, Джейкоб организовывает перелет тещи, Сунджу, из Кореи в Арканзас, чтобы та сидела с детьми — старшей дочерью Энн и страдающим из-за проблем с сердцем семилетним Дэвидом. Последнего бесит приезд Сунджу, ведь та не похожа на обычных американских бабушек: она не умеет печь печенье, а еще пахнет Кореей.
Долгий путь “Минари” до нынешнего сезона наград начался еще в начале прошлого года, когда “скромная семейная драма по иммигрантов” с триумфом взяла две главные награды кинофестиваля “Сандэнс”: гран-при жюри и приз зрительских симпатий. Учитывая отсутствие какой-либо внятной информации о фильме (минимум промо- материалов, только синопсис и восторженные рецензии) и присутствие в списке продюсеров любимой многими студии A24, казалось, что “Минари” — это еще одна редкая в наше время самобытная и лишенная приторной сандэнсовщины драма. За такое кино еще до просмотра начинаешь болеть и искренне надеешься, что оно попадает на премию “Оскар” вместо типичных, опоздавших на 15 лет номинантов.
По злой иронии, смотря сейчас “Минари” в статусе шестикратного номинанта, вместо радости приходит грустное осознание, что это на деле не только типичное драмеди с “Сандэнса”, тщательно чередующее драматические и комедийные эпизоды, но и внезапно тот самый заточенный под награды оскарбэйт. Впрочем, несоответствие ожиданий и действительности — несколько сомнительный повод для разочарования, на который зрителю, не следящему за международными кинофестивалями, будет плевать. Оно и видно: “Минари”, судя по пользовательским оценкам, это чуть ли не главный зрительский хит среди оскаровских номинантов этого года — заставляющее лить слезы и вызывающее дикий хохот кино о дисфункциональной семье. Есть ли более универсальная формула успеха?
И правда как не смеяться на моменте, когда сорванец Дэвид писает в кружку и отдает ее нелюбимой бабушке под видом Mountain Dew; как не сочувствовать Джейкобу, когда его мечты о ферме в очередной раз сталкиваются с суровой реальностью? Сюжетные ветки об отношениях Дэвида и Сунджу и амбициях Джейкоба — лучшее, что есть в фильме, но проблема в том, что “Минари” метит на большее. Ли Айзек Чун размышляет об американской мечте и трудностях ассимиляции, но не уходит дальше сцен с бытовым расизмом от окружающих (благо, это не одна из тем фильма) или желания рожденного в штатах Дэвида чувствовать себя обычным в компании сверстников. Для человека, который признался, что вдохновлялся творчеством Достоевского, это как минимум слабая попытка найти в своей истории психологический стержень.
Если это фильм, снятый с позиции ребенка, то “Минари” остро не хватает сцен с детским желанием исследовать окружающий мир или интерпретировать происходящее вокруг по-своему; если это портрет семьи, то почему с таким наплевательским отношением относятся к Монике, роль которой сводится к тому, чтобы раз в 20 минут ссорится с Джейкобом, и девочке Энн — про нее, к сожалению, вообще нечего сказать. Понятно, что это полуавтобиографическая история для Чуна, но личные наблюдения из детства теряются в голливудском клишированном сценарии, который обязан шокировать зрителя в кульминации или добавить связанный с названием аккуратный сюжетный крючок в середину для поэтичного эпилога. Упущенный исследовательский потенциал и выверенная сценарная расчетливость лишают “Минари” чего-то интимного и уникального, ощущения проходящей перед глазами жизни обычных людей, переживающих кризис. Это всего лишь история о семейной сплоченности, которую мы уже неоднократно видели, но без проблем посмотрим еще раз.