Дебютный фильм режиссёра «Вампиров средней полосы» Антона Маслова.
Пожарный Антон Калашников (Денис Никифоров) — грустный мужчина средних лет и крепкого телосложения. Два года назад от него ушла жена Вика (Наталья Швец). У супруги уже есть другой, Вика живёт дальше, а Антон — едва ли. Он год не пьёт, но в любую минуту готов сорваться. С 14-летней дочкой Кирой (Дарья Щербакова) Калашников видится по выходным. Девочка хорошо относится к отцу, не переживая, что каждый раз на ужин только пельмени. Очередной субботний вечер должен пройти предсказуемо. Кира позвонила в домофон, Антон открыл ей, решил минут 15 полежать в ванне и заснул. А когда проснулся, понял, что дочки дома так и нет. Камеры в подъезде показывают, что она вошла в лифт и не выходила на улицу. Калашников начинает обходить соседей в попытке найти Киру. И далеко не все готовы помогать близкому к отчаянию отцу.
«Многоэтажка» — первый оригинальный фильм видеоплатформы Start и полнометражный дебют режиссёра Антона Маслова, который в прошлом году прославился сериалом «Вампиры средней полосы». Видимо, теперь у автора есть определённый карт-бланш и возможность реализовывать свои самые смелые идеи, пусть и в условиях ограниченного бюджета. Замысел картины Маслову подсказала жизнь: однажды его жена Мария вошла в подъезд собственного дома, но в квартире оказалась лишь через четверть часа. Супруга не только вдохновила мужа на создание «Многоэтажки», но и выступила соавторкой сценария. Съемки проходили в реальном 21-этажном доме на 126 квартир.
Картина сразу же привлекает обилием знакомых лиц. Растворившийся в бесконечном потоке посредственных сериалов Денис Никифоров исполняет главную роль: кажется, со времён «Боя с тенью» у него не было столько экранного времени. Татьяна Догилева играет властную пожилую женщину с вечно сидящей на руках собачкой. Пенсионерка — кладезь сплетен и источник мудрости, которую соседи почему-то не воспринимают всерьёз. Азамат Нигманов, один из любимых актёров Адильхана Ержанова, исполняет роль приехавшего на заработки мигранта. В глазах жителей подъезда он моментально вызывает подозрения. Михаил Жигалов играет сумасшедшего пожилого учёного, который подвержен влиянию зомбоящика и с трудом способен различить реальное и выдуманное. Николай Шрайбер — простой мужик в тельняшке, на первый взгляд добродушный, но поколачивающий жену. И это далеко не все лица, успевшие примелькаться в российской кино- и сериальной индустрии.
Маслову удаётся объединить в своей картине сразу два жанра — триллер и социальную драму. Параллельно с поисками дочери главный герой вынужден знакомиться с соседями и узнавать их не самые приятные черты характера или секреты. Типажи, конечно, выбраны неслучайно. В одном подъезде среднестатистического российского панельного дома (нет даже указаний, что это за город) отчётливо проглядывается метафора всего общества страны. Естественно, не самых благополучных социальных слоёв, в обход сытых жителей столицы. Из таких героев Россия в основном и состоит. Режиссёр несколькими жирными мазками показывает, что девочка-подросток может быть в любой квартире. Белых овечек среди жильцов нет.
Подъезд у Маслова становится идеальным местом для развития закрученного сюжета. Ограниченное пространство и большое количество подозреваемых напоминает классические детективы Агаты Кристи. Тем более что Кеннет Брана совсем недавно экранизировал и «Убийство в Восточном экспрессе», и «Смерть на Ниле». Только персонажи «Многоэтажки» никуда не едут, в их мире время немножко заморозилось. Жилой дом — место обычное и узнаваемое, но в условиях случившегося происшествия за каждым углом может притаиться преступник, стены словно становятся темнее, а пространство сужается. Отсюда хочется поскорее убежать, вырваться.
У Пон Джун-хо в антиутопии «Сквозь снег» длинный, несущийся вокруг земли поезд был метафорой общества. В первых вагонах жировали богачи, в последних — едва сводили концы с концами бедняки. В «Высотке» Бена Уитли использована та же схема: устройство жизни в многоэтажном доме живописно демонстрирует пугающее классовое неравенство. Теперь высшие слои — наверху, а люмпены ютятся внизу. В «Многоэтажке» нет столь жёсткой и однозначной структуры. Её мир не чёрный и не белый, а серый, что не менее страшно. Сосед соседу волк. У каждого свои обиды и накопившееся недовольство всем вокруг. Когда у Калашникова пропадает дочь, он сталкивается не с состраданием, а с порицанием и едва прикрытым злорадством. Нормальные дети в нормальных семьях не пропадают. И в этом обстоятельстве «Многоэтажка» схожа с «Нелюбовью» Андрея Звягинцева. Сама ситуация (в данном случае пропажа 14-летней Киры) является проявлением нездорового общества, и снова в центре сюжета разрушающаяся семья. Только здесь муж с женой уже развелись.
Экстремальные обстоятельства проявляют истинное лицо персонажей, но они не безнадёжны: не все они безразличны к горю Антона Калашникова. Если бы не детективная составляющая, «Многоэтажка» бы стала мрачной социальной драмой. Но Маслову важна не только подноготная, но и жанровой нерв картины. Ведь у любой разгадки есть ответ. И это хоть немного, но успокаивает.