Автор «8 женщин» возвращается в комедийное русло с напоминанием о солидарности.
1930-е годы, Париж. Невезучую актрису Мадлен Вердье (Надя Терешкевич) обвиняют в убийстве известного продюсера. При помощи подруги-адвоката Полин (Ребекка Мардер) девушка решает извлечь выгоду из преступления и сознаться в содеянном, ссылаясь на самооборону. Дело получает большую огласку, а Мадлен моментально становится звездой — пока на поверхность не выходит правда.
Более десяти лет в творчестве Франсуа Озона преобладали серьёзные, даже трагические интонации: «По воле Божьей» о систематической педофилии в католической церкви, «Всё прошло хорошо» об эвтаназии, нелегальное ныне «Лето‘85». После прошлогоднего ремейка «Горьких слёз Петры фон Кант» один из главных французских режиссёров поколения впервые за долгое время обратился к комедийному жанру, чем значительно освежил резюме. «Моё преступление» оказалось ностальгическим весельем, художественной победой в ретро-стиле, вполне современным и необходимым высказыванием о гендерном неравенстве.
Лучшие подруги Мадлен и Полин давно соседствуют, однако личную жизнь и финансовое благополучие выстроить по-прежнему не могут: арендатор грозится выселить барышень за неуплату, из-за чего приходится перебиваться багетами на обед, мелкими подработками без постоянных клиентов в адвокатуре и второплановыми ролями. Всё меняется после встречи Мадлен с пожилым продюсером: тот начинает домогаться её, обещая сделать популярной актрисой, но девушка отказывается и убегает, а мужчину спустя некоторое время находят мёртвым. Начинается гонка за правосудие, грядёт грандиозный план по завоеванию аудитории.
Своей завязкой про угодившую на скамью подсудимых инженю лента отдалённо напоминает оскароносный мюзикл «Чикаго», но вместо циничности и заевшей расхлябанности здесь предпочитают интеллигентную театральность и душевный юмор. По совету Полин Мадлен решает стать главной подозреваемой, сознавшись в преступлении и сыграв роль всей жизни перед присяжными. Вскоре после оправдания подсудимой и пестрящих газетных заголовков приходит расплата в лице позабытой дивы кинематографа Одетт Шометт (превосходная Изабель Юппер). Женщина утверждает, что это она убила продюсера, а подруги лишь самозванки, забравшие чужую славу. В обмен на молчание Шометт (от которой отказались с приходом звука в кино) требует крупную сумму денег и капусту с сосисками в фешенебельном ресторане.
Озон, возможно, не гнушается аморальных поступков героинь и верит в человеческую изворотливость. Впрочем, того требуют времена: за комичностью ситуации стоит неприкрытая суровая реальность столетней давности, когда женщинам практически не выносили оправдательных приговоров, и нынешняя, где факт сексуализированного насилия доказать по-прежнему трудно. Прибегая к бульварному эскапизму, постановщик верит в силу сестринства, побуждает разленившееся общество вернуться к разговору о заржавевших социальных институтах и не слепнуть подобно Фемиде — до этого момента отпор мужчинам будут давать их же криминальными методами.
Терешкевич и Мардер создают амбициозный, заслуживающий Голливуда дуэт из нежности и авантюризма. Помимо кэмповой Юппер, получающей удовольствие от помпезных реплик, второй план кишит известными персоналиями: от постоянного коллаборатора Озона Фабриса Лукини («В доме») до Дэни Буна и Андре Дюссолье. В долгосрочной перспективе «Моё преступление» рискует быть обречено на забвение, однако его сатирические размышления о духе времени и способности режиссера лавировать между жанрами заслуживают дифирамбов и зрительских оваций.
«Моё преступление» выходит в российский прокат 22 июня.