(Библейские отсылки + слоумо + пафос) x 2.
В декабре прошлого года на Netflix состоялась премьера самого амбициозного проекта Зака Снайдера — фильма «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня». Картину американского постановщика ругали, кажется, все и за всё: скромные спецэффекты, слабую драматургию и непроработанных персонажей. Спустя четыре месяца вышел сиквел с подзаголовком «Дарующая шрамы». Смог ли Снайдер исправить ситуацию или «Мятежная Луна» лишь закрепилась в статусе самого громкого провала режиссера?
Как и в случае с первым фильмом, открывает «Дарующую шрамы» закадровый голос Энтони Хопкинса, напоминающий зрителям о событиях предыдущей части. Зак Снайдер заботливо лишает аудиторию необходимости пересматривать «Дитя огня» — испытание не из легких даже для верных фанатов режиссера, — поэтому пересказ сюжета первого фильма служит спасательным кругом. После краткого экскурса события перемещаются на один из боевых кораблей, где зритель наблюдает воскрешение побежденного в финале первой части адмирала Нобла (Эд Скрейн). На первый взгляд кажется, что Зак Снайдер старательно лепит свою версию Энакина Скайуокера, хотя верные фанаты режиссера уже догадались, что перед нами Второе пришествие. После Воскрешения на теле Иисуса остались раны, именно благодаря этим ранами неверующий Фома понял, что перед ним и впрямь сын Божий. После воскрешения Нобла на его теле остались шрамы от схватки с Корой (София Бутелла). На случай, если остались сомнения о схожести адмирала и Иисуса, подготовлен монолог: «Я обнажу свою грудь. И это будет символом того, что я отдал под суд Оставляющую шрамы, я буду стоять перед моим народом как спаситель».
Пока адмирал Нобл вынашивает идею мести Коре, она с компанией подельников возвращается на Велдт собирать урожай и готовить местное население к неминуемому нападению со стороны империи. Служащие референсом «Семь самураев» цитируются практически дословно. Отряд Коры как раз насчитывает семь участников, а сцены тренировок, где опытные бойцы учат обращаться с оружием фермеров, сняты точь-в-точь как в шедевре Акиры Куросавы. Оммажи к «Семи самураям» встречались в творчестве постановщика и ранее, постеры «Лиги Справедливости» — яркий тому пример. Однако даже тут, цитируя классику мирового кино, режиссер демонстрирует не только киноэрудицию, но и следование Библии. Соломенные чучела, выступавшие манекенами для отработки ударов, своей формой напоминают распятия, в кадр попадают лишь три манекена — три креста, как на Голгофе, где помимо Иисуса было распято еще двое разбойников.
Теперь фермеры готовы дать полноценный отпор захватчикам. Лазерные пушки, световые мечи и сценарная броня в помощь. Финальная схватка сопротивления и империи на фоне недавней «Дюна: часть 2» кажется скорее местечковым конфликтом, нежели масштабным сражением, подводящим итог дилогии. «Дарующая шрамы» имеет все для того, чтобы стать успешным блокбастером: эпичные перестрелки, схватки на световых мечах, именитый ансамбль артистов, — но, увы, сегодня картина ничего, кроме ностальгической улыбки по старой научной фантастике конца 1990-х – начала 2000-х, предложить не может. Если, по мнению Нолана, с «Хранителями» Снайдер опередил время, то вот с «Мятежной Луной» явно опоздал. Выйди эта дилогия в конце прошлого века (именно тогда у режиссера и появилась идея фильма), она вполне могла бы обрести культовый статус, однако планы Снайдеру явно подпортили Lucasfilm с трилогией приквелов.
Однако при всех минусах дилогия «Мятежной Луны» — один из самых личных проектов Снайдера. Дело даже не в том, что идею «Семи самураев в далекой-далекой галактике» режиссер вынашивал четверть века. Несколько лет назад приемная дочь Зака Снайдера покончила жизнь самоубийством, режиссер очень болезненно переживал столь горькую утрату. Поэтому вовсе не удивительно, что в «Дарующей шрамы» встречается сразу несколько линий взаимоотношений детей и родителей — история Коры и ее приемного отца или же воительницы Немезиды (Пэ Дуна) и неожиданно привязавшегося к ней безымянного мальчишки. Родительство волнует постановщика не меньше, чем демонстрация синефильской эрудированности.
Второй опыт сотрудничества Снайдера с Netflix (до «Мятежной Луны» была симпатичная «Армия мертвецов») оказался большим провалом. Хотя, кто знает, может быть ситуацию удатстся исправить триквелу, где, судя по всему, нас будет ожидать баллада о спасении принцессы. От самурайской классики к рыцарским легендам — если кто и решится пойти на такой смелый шаг, то точно Зак Снайдер. Но до релиза продолжения публику ждет и режиссерская версия дилогии: сможет ли постановщик провернуть тот же трюк, что ранее с «Лигой справедливости»? Узнаем совсем скоро.