Трогательная история о переживании утраты, украшенная садовыми розами и полетами во сне и наяву
После смерти старшей сестры талантливая кларнетистка Ленни (Грэйс Кауфман) потеряла «голос»: старшеклассница не слышит ни ноты, ни слова поддержки бабушки (Черри Джонс), ни шутки лучшей подруги Сары (Ю Джи-ён). Бейли (Хавана Роуз Лью) была идеалом, а теперь ориентиры взросления смыты и горе с каждым днем не отступает, а душит сильнее. Не радует ни розовый сад бабушки Фионы, ни автомобиль правды дяди Бига (Джейсон Сигел) — добродушный мужчина будто бы сбежал из советского мюзикла «Мэри Поппинс, до свидания!»: как и мистер Эй, он все чаще живет во дворе, а не в доме. Симпатию к жизни в апатичной Ленни может пробудить только новичок в классе — талантливый музыкант Джо Фонтейн (Жак Колимон).
Стоит оговориться сразу, если из «Небо повсюду» вычесть режиссёрское мастерство постановщицы Жозефин Деккер, то экранизация подросткового романа Дженди Нельсон будет неотличима от множества фильмов Netflix в духе «Всем парням, которых я любила». Одна грустная девочка, два влюблённых в нее мальчика, болезненные тумаки взросления, принятие себя, переживание горя и средней паршивости хеппи-энд. Не имеем ничего против ни этих лент, ни их немалой аудитории, но следить за выяснением отношений школьников довольно тяжело, если вам больше 17 лет. Более того, в этом нет совершенно никакой необходимости — ромкомы у классной доски выполняют вполне ясную и конкретную функцию и прекрасно с этим справляются. У фильма Деккер же круг потенциальных зрителей куда шире, но весьма вероятно, что «Небо» затеряется среди множества релизов на сервисе. Нечто подобное уже случилось с другим проектом Amazon, «Карта совершенных мгновений», который тоже говорил об утрате родного человека фантастическим языком.
Сценарий, написанный авторкой оригинального романа, нисколько не отступает от принятых догм подростковых мук: мудрый наставник, дело мечты и первая любовь (а может, даже две первые любви). Но оптика фестивальной режиссёрки Жозефин Деккер (ее «Ширли» стала событием на Берлинале и «Сандэнсе») сотворила маленькое чудо сродни волшебству Жан-Пьера Жене. Магический реализм постепенно дробит унылую действительность, залитую горькими слезами: письма Ленни, кружась по ветру, находят адресатов, музыка отрывает кеды от земли, а среди бабушкиных роз живут настоящие нимфы. Множество трогательных деталей, которые наполняют каждую сцену, создают неповторимый ландшафт мира девочки — обаятельной и капризной, целеустремленной, но абсолютно разбитой. Эти ожившие фантазии моментально влюбляют в ленту, а закрепляет ощущение прикосновения волшебства исполнительница главной роли Грэйс Кауфман. Юная артистка снимается лет с трех, но это первая ее главная роль, которая явно демонстрирует продюсерам, что еще одна «звезда родилась».
Конечно, «Небо повсюду» не испытывает недостатка ни в наивности, ни в сентиментальности, ни в чрезмерно романтических моментах. Но магистральной линией становятся все же не отношения, а попытки принять смерть самого родного человека — сестры. Ленни, не способная, как раньше, музицировать, ищет утешения в чужих объятиях и держится за горе, не позволяя себе идти дальше в одиночку. Выводы в финале будут просты, универсальны и традиционны, но обаяние и харизма фильма надолго остаются в памяти — вероятно, эту ленту даже захочется пересматривать в особенно тоскливые и пасмурные деньки.