Баллада о мести, опоздавшая на два десятка лет.
Брайан (Юэль Киннаман) – обычный работяга, живущий вместе с женой (Каталина Сандино Морено) и сыном в частном доме посреди не самого безопасного района Лос-Анджелеса. Семейное счастье длилось ровно до Сочельника, когда на дорогу, прилегающую к дому Брайана, вылетели машины со стреляющими друг в друга из всех стволов бандитами. Шальная пуля попала в ребенка, обезумевший отец догнал преступников, но получил ранение горла. Придя в себя в больнице, Брайан понял, что лишился не только самого дорогого человека, но и возможности говорить. Герой потерял смысл жизни и заперся в гараже с бутылкой, отгородившись от мира и скорбящей жены – остались только боль и сжигающая изнутри жажда возмездия. Месть в итоге победила, Брайан разметил календарь и поставил себе цель: на следующий Сочельник убить негодяев, виновных в смерти сына. Мужчина купил машину, снаряжение и начал учиться стрельбе и рукопашному бою.
Возвращение Джона Ву, известного по культовым фильмам «Круто сваренные», «Без лица» и «Миссия: невыполнима 2», в Голливуд оказалось слегка смазанным. Постановщик последние 20 лет снимал исключительно исторические драмы для китайского зрителя и, кажется, пропустил экшен-революцию, устроенную Гаретом Эвансом, Чадом Стахелски и Дэвидом Литчем, а в качестве реверанса молодым зрителям позвал на одну из ролей Кида Кади. Ожидать от «Немой ярости» изобретательного ураганного экшена с первых кадров – большая ошибка. Безмолвный герой Киннамана скорбит и сосредоточенно готовится к главной ночи в его новой жизни добрую половину фильма. Ву скрупулезно проводит Брайана по всем стадиям горя, как гордый отец, фиксирует успехи героя в овладении холодным и огнестрельным оружием, а первую схватку с бандитом, плененным для допроса, смакует минут десять.
Но сказать, что «Немая ярость» в моменты спокойствия смотрятся невыразительно, тоже будет ошибкой. На руку фильму играет как раз отсутствие диалогов. Зрители прикованы к Брайану, другие персонажи существуют на периферии зрения. Невозможность героя вымолвить даже слово превращает «Немую ярость» в увлекательный аттракцион визуального повествования. Камера Ву подвижна, пытлива и, в противовес Брайану, по-хорошему многословна. Ни разу за время просмотра у зрителей не возникнет вопроса, что происходит на экране, из чего можно сделать вывод, что 77-летний режиссер совершенно не растерял хватку.
Фирменный стиль, хорошо известный публике еще со времен гонконгского периода Джона Ву, никуда не делся. Выстрелы такие же яркие и оглушительные, все вокруг героев взрывается и горит, погони безумные и одновременно реалистичные, а в нужные моменты время замедляется, смакуя особо впечатляющие кадры расправы над недругами. Фирменная стрельба по-македонски тоже на месте. Брайан при этом совершенно обычный человек, а не какой-то легендарный киллер со славянскими корнями или оперативник сверхсекретной военной организации. Герою, сдавшемуся под гнетом обстоятельств безумию мести, бывает страшно, он совершает дурацкие ошибки и получает ранения, в моменты смятения дает слабину и не питает иллюзий по поводу итога финальной схватки.
Сильные и слабые стороны «Немой ярости» парадоксально одинаковы. Зрители ждали фильм Джона Ву, и ожидания оправдались сполна. Просмотр боевика подобен встрече выпускников спустя 20 лет: ностальгия и старые знакомые наполняют сердце теплотой, но все понимают, что в конце иллюзия разрушится. «Немая ярость» существует в параллельной реальности, в которую приятно окунуться ненадолго, провести там полтора часа и покинуть до следующего приступа ностальгии.