Перерождение культового хоррора, которое станет мгновенной классикой.
«Носферату» основан на одноименном культовом фильме Фридриха Мурнау. Персонаж графа Орлока появился на свет, потому что немецкий режиссер старался избежать конфликта вокруг авторских прав на роман «Дракула» Брэма Стокера, но все же лишь косметически поменял оригинальную историю и имена героев. Кто же знал, что фильм станет классикой? Граф Дракула — гламурный вампир, он может превращаться в летучую мышь, и солнечным лучам его не так просто убить. Граф Орлок же немного подгнившее существо, которое идет в комплекте с крысами и чумой. При создании картины Роберт Эггерс в большей части опирался именно на «Носферату» Мурнау, но, чтобы сделать историю более целостной, часто обращался к первоисточнику Брэма Стокера.
Англия, XVIII век. Эллен Хантер (Лили-Роуз Депп) часто ходит во сне и в этом состоянии вступает в контакт с дремлющим злом, которого она ласково называет Смертью. После того как героиня выходит замуж за Томаса Хантера (Николас Холт), ее ночные приключения случаются все реже. Однажды Томас получает задание по работе: поехать в Румынию к загадочному графу Орлоку, дабы продать ему заброшенный замок в Англии. Сделка обещает принести семье Хантеров целое состояние. Томас беспрекословно слушается начальника, но Эллен впадает в отчаяние. Барышня не хочет разлучаться с мужем, ведь он и так не уделяет достаточно внимания и редко вступает с супругой в интимную связь. Тем временем их друзья Анна (Эмма Коррин) и Фридрих (Аарон Тейлор-Джонсон) Хардинги уже завели двух детей, третий на подходе — они никак не могут усмирить страстные переглядывания.
После отъезда мужа Эллен впадает в меланхолию, страдает эпилептическими приступами и снова начинает ходить во сне. Все потому, что граф Орлок и есть Смерть: он намерен разлучить Томаса и Эллен и наконец воссоединиться со своей вожделенной возлюбленной.
Мы ждали премьеры «Носферату» чуть больше года, Роберт Эггерс же хотел снять фильм, еще будучи подростком. После удачного дебюта с фолк-хоррором «Ведьма» режиссер начал планировать проект своей мечты, но индустрия еще не была готова доверить новичку большие бюджеты. Сначала Эггерс явил миру «Маяк», потом убежал от А24 к более богатой студии и снял размашистого «Варяга». Фильм едва отбил вложенные в него 90 млн, но Universal наконец-то смогла выделить Эггерсу все необходимые ресурсы для съемок «Носферату». Мечты все же сбываются.
Если «Варяг» был нордической сказкой, то «Носферату» — сказка готическая.
Страшное это кино или нет — зависит от резервов вашего вестибулярного аппарата. Если вы упали в обморок на каком-нибудь «Собирателе душ», то да, и «Носферату» покажется страшным. Если вы спокойно ели попкорн на «Ужасающем 3» или могли зайти в темную комнату после просмотра «Реинкарнации», то вряд ли на вас уже что-то сможет нагнать жути. У «Носферату» будто и не было цели напугать зрителя, скорее — придать леденящей кровь истории заслуженную форму, погрузив зрителя в туманный мир вожделения, тревоги и приближающейся смерти.
Если чего-то и стоит ждать от Роберта Эггерса, так это преданности своему видению, которое он воспроизводит на экране с обсессивной дотошностью. Воссоздавая декорации Англии и Румынии XVIII века, режиссер вместе с командой историков и художников-постановщиков добился аутентичности каждой малейшей детали: от антуража поселения румынских цыган, атрибутики славянских церквей до пуговиц на пиджаке Томаса. На съемочную площадку в какой-то момент доставили 5000 крыс, отказавшись от использования CGI. Даже акцент актеров порой требует сопровождения субтитрами — не так просто разобрать аристократический британский. Граф Орлок прошел через ребрендинг и вернулся к румынским корням, отказавшись от узнаваемой и даже культовой лысины и крысиных ушек. Теперь он носит меховую шубу и внушительные усы, как и положено румынскому графу тех времен. Упор на реалистичность только на руку на картине — вдали от фантазийного измерения кошмар становится более осязаемым.
Учитывая насыщенный визуальный ряд, понятно, почему Эггерс старается оставить историю максимально простой для переваривания. Интенсивный опыт просмотра «Носферату» легко было бы перегрузить лишней аркой персонажа или «переосмыслением» оригинала, чем сейчас без стыда и совести грешит Голливуд. Символизм в сюжете остался прежним, но приобрел более живую форму. Любое проявление характера женщин в XVIII веке считалось если не истерией, то одержимостью. Диагноз «меланхолия» раздавали налево и направо, а естественные сексуальные желания клеймили в обществе, считая их грязными и нечистыми. Героиня Лили-Роуз Депп вбирает в себя все эти «пороки», а граф Орлок становится их физическим воплощением — прогнившим, пугающим, но в то же время интригующим. Возможно, все дело в Билле Скарсгарде, который даже под десятью килограммами грима сохраняет обаяние.
За годы планирования съемок актерский состав менялся несколько раз. На месте Депп должна была быть муза режиссера Аня Тейлор-Джой, но конфликт графиков побороть сложнее, чем чуму. На главную роль в итоге утвердили Лили-Роуз Депп, черпавшую вдохновение в «Одержимой»: ей пришлось биться в конвульсиях даже чаще, чем Изабель Аджани. Молодая актриса наконец-то проявила себя и искупила грехи за провального и совсем не серьезного «Идола». Николас Холт уже который раз за год продемонстрировал талант и убедил всех, что умеет дрожать и нагнетать саспенс, как никто другой. Билл Скарсгард изначально должен был играть роль Томаса, но звезды сыграли в нашу пользу, потому что публика получила лучшего Орлока за столетнюю историю. Билл тренировался с оперным педагогом, чтобы понизить тембр голоса и добиться абсолютно дьявольских частот (да, в фильме действительно звучит его голос). Уиллем Дэфо… остается Уиллемом Дэфо. Доктор Ван Хельсинг в его исполнении привносит необходимую разрядку юмором. Доктор служит маленьким винтиком, запускающим огромный механизм, — экранного времени мало, но без его появления все точно развалилось бы.
«Носферату» — торжество визуального искусства, которое на протяжении всего сеанса заставляет мозг вибрировать и напоминает, ради чего мы вообще ходим в кино. Два часа двенадцать минут чистого извращенного наслаждения, после которого захочется повторить этот опыт еще и еще раз.