Как объединение домов престарелых привело к хаосу на юге Франции.
В 2022 году в «Доме престарелых» оказался Жерар Депардье и действовал на нервы Кева Адамса: первый сыграл задиру преклонного возраста Лино, второй — работника учреждения Миланна, крайне недовольного своим профессиональным положением (справедливости ради, так он отбывает 300 часов общественных работ). История спокойно могла закончиться на одном фильме, но французы падки на лиричные комедии с известными лицами. Теперь нервы Миланна треплет уже Жан Рено, а бюрократия и жадность все так же не дают встретить спокойную старость.
В первой части «Дома престарелых» Миланн решил устроить побег постояльцев, чтобы спасти их от воровства директоров, во второй же герой решается на еще более дерзкий шаг. В продолжении под названием «Отпуск не по-детски» Миланн руководит объединенным учреждением, где старики гармонично соседствуют с сиротами: недолюбленные дети получают бабушек и дедушек, мечтающих о внуках. Но стараниями конкурентов остров милосердия закрывается, а его жители оказываются на юге Франции — в другом доме престарелых, где в кабинетах царят свои правила, а престарелая коммуна не готова к новичкам.
Жан Рено сменил Жерара Депардье в роли главного молодящегося забияки, Клод Зиди-младший принял режиссерскую эстафету у Тома Жилу. К сожалению, от перемены слагаемых итог не изменился: «Отпуск не по-детски» бахвалится разногласиями между поколениями и злоупотребляет умилительными сценками. Комедии часто слишком полагаются на эмоции зрителя: естественно, большинство проникнется сочувствием к старичкам, оказавшимся в столь затруднительном положении. Но взывания к человечности порой недостаточно для драматургии.
Проблема «Отпуска не по-детски» в излишней надежде на успех предыдущей части. Не меняется ключевой конфликт: во главе нового пристанища для престарелых стоит практически героиня Розамунд Пайк из «Аферистки», разве что смягченная французским шиком. Старички упрямятся и превращаются в строптивых детей, когда их единственная задача — поладить с новоприбывшими. Мы и так знаем, что все закончится хорошо: по-другому в подобных сюжетах не случается, иначе зачем тогда снимать кино. Однако поменять пару персонажей и надеяться на отработавшую драматургию затея так себе.
Кажется, Клод Зиди-младший в какой-то момент позабыл, что, вообще-то, снимает комедию. Перестрелки из водяных пистолетов между бойцами на пенсии — хороший трюк, но слабая забава на целый фильм. Жан Рено уже попадал жанрово впросак — например, во все три части «Пришельцев» или «Шефа» Дэниэла Коэна. Но французы (да и мы!) Рено бесконечно любят, а потому возлагают надежды. Плохо, что такую же ставку делают и создатели: еще летние приключения скрашивают Энрико Масиас, Шанталь Ладезу и Аманда Лир. К сожалению, не вернулась героиня Милен Демонжо — актриса умерла в 2022 году.
В итоге «Отпуск не по-детски» давит на больное по всем фронтам: то упоминаниями тех, кто уже не вернется, то топорным сценарием, который так-то должен быть смешным. Судя по красочным декорациям и бойкому настрою некоторых героев, комедия могла стать практически французской «Мамма миа», но вместо задорности и песен — усталость и незаинтересованность сценаристов, которым самим, вероятно, отдохнуть бы на морях. Сдается, что жандарм Крюшо уже застолбил юмор южной Франции за собой — остальным придется потесниться на другие территории.