
Лена Тронина борется с приступами тревоги и пытается эмигрировать в Норвегию.
Вика (Лена Тронина) коротает будни в Никеле — тоскливом поселке городского типа в Мурманской области, который граничит с Норвегией. Кажется, нет ничего удивительного, что девушка не может находиться в закрытых помещениях и страдает от панических атак — депрессивная обстановка располагает к тревожности. Получив заветную визу, Вика воодушевлена возможностью наконец умчаться в другую страну. Даже запреты матери, которая запирает дочь в комнате, героиню не останавливают. Вместе с водителем Никитой (Сергей Двойников) барышня отправляется в соседнее королевство — там обязательно все должно наладиться.
В декабре «Панические атаки» удостоились главного приза кинофестиваля «Зимний». Тогда новую работу Ивана И. Твердовского, режиссера «Класса коррекции» и «Конференции», окрестили одним из лучших российских фильмов с впечатляющими актерскими работами: Лена Тронина играет потерянную и эгоистичную девушку, а Сергей Двойников — простоватого и грубоватого водителя, который зачем-то носит с собой пистолет. Актер получил награду «Зимнего» за лучшую мужскую роль. Включив «Панические атаки», тотчас понимаешь, что именно такое кино можно ожидать от Твердовского: немногословное, монотонное, тягостное.
Название картины настраивает зрителя на тревожную драму: особо впечатлительные действительно могут словить приступ паники, вините в этом перформанс Трониной и впечатляющий саунд-дизайн. То ли гул завода, то ли кричащие демоны внутри Вики — пугающие звуки сопровождают героев на пути из России в Норвегию. Режиссер заявил, что в шуме местного предприятия заложен крик главной героини. Занятный факт усиливает фантасмагорическое настроение ленты и вместе с тем повышает риск панической атаки во время просмотра.
Вику легко понять: Никель на экране является визуальным воплощением слова «депрессия». Заводские трубы с дымом, нескончаемые панельки и ни намека на солнечный свет — Твердовский фокусируется на удручающей обстановке, в которой сложно быть довольной жизнью. Норвегия видится героине решением всех проблем. И пусть уроженка Мурманской области не знает ни языка, ни истории, ни культуры другой страны, она твердо убеждена, что стоит пройти досмотр таможни, как попадешь в дивный мир. Сознательно или ненароком режиссер словно бы критикует толпы мигрантов, которые пересекают границы в надежде отыскать счастье на чужбине. Не будем раскрывать все карты, но для получения возможности остаться в Европе в фильме Твердовского героиня идет на крайние меры.
«Панические атаки» то и дело хочется похвалить за технические новшества: операторская работа Артема Емельянова — достоинство фильма. Но что касается сюжета, картина обескураживает и даже разочаровывает. Снежная одиссея Вики — то ли портрет беспокойной эпохи, когда российская молодежь не знает, куда себя деть, то ли сюрреалистичная сказка о падении на дно (может, не зря в первом акте героиня прыгает из окна в огромную лужу?), то ли всего-навсего история о неприкаянной молодой девушке, которая очень уж хотела сбежать от всех в манящую Скандинавию.
Тягучая, клаустрофобная, мрачная — картина вобрала в себя все прилагательные тяжеловесной фестивальной драмы. «Панические атаки», как кубик Рубика, хочется снова и снова собирать, чтобы в конце обнаружить цельную картину. Но Твердовский принимает решение сбить всех с толку и оставить огромное пространство для рефлексий. Может, ответов и вовсе не существует, а может, возникающие в голове вопросы куда важнее внятной интерпретации. Так или иначе будьте осторожны: смотреть «Панические атаки» в зимнюю пору на территории Российской Федерации — занятие не для слабонервных.