Неглупый блокбастер о силе искусства и о том, как кино способно зафиксировать историческую правду
1941 год, немецкие войска окружают Москву. Весь ВГИК собираются эвакуировать в Алма-Ату, но далеко не все студенты хотят уезжать. Кто-то из актёров организовывает фронтовые концертные группы, а некоторые операторы жаждут отправиться в центр сражений и снимать там хронику. Иван Майский (Тихон Жизневский) и Лев Альперин (Антон Момот) оказываются одними из тех, кто запечатлит контратаку советский войск под Москвой. Чтобы работать вместе, им, правда придётся побороть внутренние противоречия: ведь они оба влюблены в одну и ту же девушку, Юну (Дарья Жовнер).
Параллельно с их историей разворачивается другая, происходящая на год позже. Уже смонтированный и озвученный, фильм «Разгром немецких войск под Москвой» показывают в США под названием «Москва наносит ответный удар». Крупный продюсер Дэвид Селзник (Остин Басис) так ошарашен увиденным, что хочет организовать на «Оскаре» новую номинацию — за лучший документальный фильм — и показать там кино от новых союзников. Ему мешает Луис Майер (Майкл Лернер), тесть Селзника и один из основателей Американской Киноакадемии. Ему совершенно не интересно документальное кино, и он не видит смысла в новой категории.
Как известно, Селзник своего в итоге добьётся: в 1943 году на «Оскаре» действительно появится номинация за «лучший документальный фильм» (ещё через год их начнут делать на полнометражные и короткометражные). «Разгром немецких войск под Москвой» станет одним из четырёх обладателей самых первых статуэток в новой категории вместе с тремя другими картинами о полях битв Второй мировой: «Битвой за Мидуэй», «Линией фронта — Кокода» и «Прелюдией к войне». Это станет важным художественным и политическим жестом. С одной стороны, «Оскар» наконец признает важность документального кино. С другой, напомнит американцам о том, что через океан идёт кровопролитная война, где требуется их помощь.
Для «Первого Оскара», впрочем, сама история получения первой статуэтки Академии в истории Советского Союза вторична. Это не фильм о том, как «наши» всех победили и доказали превосходство советской кинематографии — подобной патетики вы тут не найдёте. Сергей Мокрицкий, режиссёр другой нестыдной картины о Великой отечественной, «Битвы за Севастополь», не идёт по легкому пути патриотических блокбастеров. Он снимает, в первую очередь, кино о кино, фильм об объединяющей силе искусства и о том, какой кровью доставалась людям правда во времена страшной войны.
Мокрицкий, конечно, хитрит. Хотя и в целом история создания «Разгрома нацистов под Москвой» правдива, главные герои фильма вымышлены: Майский и Альперин становятся эдакими собирательными персонажами. Через их конфликт режиссёр показывает разные подходы к хроникальной съёмке и наглядно демонстрирует, чем именно картина советских документалистов была так важна. Пока Майский хочет, как в институте, ставить постановочные кадры и всячески вторгаться в реальность, Альперин выискивает подлинные чувства и бытовые детали — и именно они, как оказывается, лучше всего отражают весь происходящий ужас. Мокрицкий и сам начинал свою карьеру в кино именно как оператор (снимал, например, «Изображая жертву» Серебренникова) и теперь сделал огромное посвящение ветеранам своей профессии. Людям, кто искал правду через объектив во что бы то ни стало.
Заодно «Первый Оскар» — уж неизвестно, намеренно или нет — комментирует состояние патриотического кино в современной России. Майский из начала фильма выглядит как типичный режиссёр пропагандистских блокбастеров: заставляет людей говорить лозунгами и делает искусственными даже самые реальные чувства. Альперин, напротив, выражает тот подход, которому нашему большого кино сегодня отчаянно не хватает. Он находит чувства в неожиданных местах, плачущие медсестры ему интереснее подбитых танков. «Первый Оскар» — не только фильм о том, каким было кино. Но и о том, каким ему следует быть сегодня.
Да, фильм и сам не без грехов. Немного форсированной выглядит любовная линия — обязательная для любого уважающего себя блокбастера. Хотя и она сравнительно неплохая: с эмоциональными перегибами, да, но разыгранная на троих хорошими артистами и неплохо рифмующаяся с центральным конфликтом мировоззрений Майского и Альперина. Слабее всего выглядят сцены «в Голливуде»: американские продюсеры и их окружение уж очень карикатурны — при том, что задачи обсмеять их явно не было, просто снимали это люди, мало что понимающие в реалиях и эстетике Голливуда 40-х. Но даже несмотря на некоторые огрехи в динамике и стиле, «Первый Оскар» — удивительно нестыдное кино. Которому, к сожалению, сильно не повезло с контекстом выхода и теми неприятными обертонами, от которых теперь никак не избавиться при просмотре.