Эксцентричная экшен-комедия, в которой слишком мало Ван Дамма и слишком много несмешных шуток.
Суперагент Ришар Брюмер (Ван Дамм) раньше работал на французское правительство, но после одной из миссий договорился об уходе — за своё молчание он, правда, потребовал «иммунитет» для нерождённого ребёнка и государственные субсидии для его матери. Пару десятков лет спустя Ришар успешно работает наёмником — спасает похищенных людей, — а его подросший сын (Самир Декацца) учится в колледже и в целом ведёт спокойную жизнь интеллигентного студента. Он не знает, что его «иммунитетом» незаконно пользуется избалованный сын царя выдуманной азиатской страны: именно из-за него Ришара рассекретят и поставят под удар всю семью. Чтобы спастись, им теперь нужно добыть некое энергетическое оружие под кодовым названием «Биг Мак».
«Последний наёмник» начинается с интригующей и, как позже окажется, лучшей в фильме сцены: в ней Ван Дамм красиво бьёт бандитов, спасая из плена сына какого-то украинского богача (внезапный Алексей Горбунов, казалось бы, только-только блиставший на Ютубе у Optimus Gang). Впервые в кадре Жан-Клод появляется, растянувшись в фирменный шпагат, отпускает остроты и красиво вылетает в окно под ударные биты саундтрека и стилизованные ретротитры. Режиссёр Давид Шарон с первых кадров задаёт правильный тон такого ироничного ностальгического боевика — очень подходящий самому Ван Дамму, не стесняющемуся раз за разом переосмыслять и высмеивать свой экранный образ.
Те из читателей, кто знаком с кинокритическими клише (или просто сперва увидели оценку этой рецензии), думается, уже поняли, что где-то здесь кроется подвох. Действительно, заданный «Последним наёмником» стиль так и не уходит дальше открывающей сцены. Шарон как будто бы вспоминает, что он вовсе не Джо Карнахан и его стезя — французские комедии средней руки, большинство которых даже не добирается до широкого мирового проката. Именно в такой фильм и превращается «Наёмник»: глуповатый и несмешной фарс, где бал правит вовсе не старина Ван Дамм, а кучка раздражающих второстепенных персонажей (чья личность чаще всего построена на одной шутке: вот министр — он тупой, вот водитель — он хочет пистолет, вот злодей — он любит «Лицо со шрамом» и цитирует его невпопад). Как только объектив камеры теряет бельгийскую экшен-звезду из вида, картину вообще становится довольно мучительно смотреть. И главная проблема в том, что случается это очень часто.
Когда же Ван Дамм на экране есть, «Последний наёмник» расцветает (хотя бы относительно). Своей энергетикой он убедительно доказывает, что его карьера заслужила хотя бы небольшой ренессанс — который вообще-то давно наклёвывался с проектами вроде «Жан-Клод Ван Джонсона», но так толком и не раскочегарился. Ван Дамм всё ещё в хорошей форме физически, а что касается формы актёрской — так он, вероятно, сейчас играет лучше, чем когда-либо. Его Ришар Брюмер тут почти что герой ревизионистского вестерна, человек из ушедшей эпохи, кое-как пытающийся справиться с неумолимым течением времени. Жаль только, что эту тему режиссёр Шарон почти не исследует, как и не особо акцентируется на вполне компетентно поставленном экшене. Ему больше интересны комичные разговоры, снятые статичными камерами в духе недорогих ситкомов. Ну тут, как говорится, кто на что учился — и всё равно обидно за Ван Дамма, вновь расплескавшего талант на кино, которое его просто не достойно.