Режиссерский дебют с Джорджиной Кэмпбелл, которая ищет заблудившихся туристов.
Есть две самые благодатные почвы, из которых произрастают кошмары на экранах и в жизни: старые дома по заниженной стоимости, куда не стоило переезжать, и массивные леса, в чаще которых кто только не прячется. Тереза Сазерленд, сосценаристка «Полуночной мессы» Майка Флэнегана, дебютировала в полном метре ужасов на фоне природы. «Прекрасный, темный и глубокий», а точнее, the woods are lovely, dark and deep — строчка из стихотворения американского поэта и обладателя Пулитцеровской премии Роберта Фроста «Остановившись у леса снежным вечером». Строфы стали по-настоящему культурным достоянием не только в инди-хорроре, но и, допустим, в «Доказательстве смерти» Квентина Тарантино, и, что куда трагичнее, звучали на похоронах Джона Кеннеди.
Тереза Сазерленд отправляет в сумеречный лес не каскадершу, туристов или тем более президента, а профессионалку в хождениях по тропинкам. Новая рейнджерка Леннон (Джорджина Кэмпбелл) заступает на пост в национальном парке: впереди желанное одиночество и маршруты, которые предстоит заучить за сезон. Размеренную рутину смотрительницы, разумеется, омрачает зудящая тайна чащи — в лесу то и дело пропадают и не находятся люди, и, кажется, Леннон тоже однажды потеряла кого-то между деревьев.
Не только Сазерленд решила начать карьеру в хорроре с рейнджерки в беде: Роксана Бенджамин в «Смертельной тропе» неотрывно следовала за сотрудницей национального парка, которая была вынуждена пробыть ночь в лесу наедине с телом в ожидании подмоги (гибель произошла по не установленным причинам). Если Бенжамин снимала скорее психологическую историю о том, как внутри консервируется, а затем вырывается наружу страх, то природа кинематографического интереса Сазерленд скорее мистическая и паранормальная и пересекается с космическим лавкрафтианским ужасом. При этом «Прекрасный, темный и глубокий» довольно бережно перешагивает от ночного патруля по лесу, где нервируют шорохи, звуки и размытые фигуры, к гастролям по коридорам сознания главной героини. Чтобы аналогия лучше считалась, обратимся к соседнему медиуму — видеоиграм. «Прекрасный, темный и глубокий» во многом напоминает Alan Wake 2 Сэма Лейка: неспешные прогулки по темному лесу Саги чередуются с комнатами воспаленного разума пропавшего писателя Алана, неминуемо сулящими встречу в конце.
Неровный фильм получил неровную реакцию публики: пока критики разглядывают составные части по кусочкам, зрителям зрелище кажется то ли слишком надуманным, то ли слишком прозаичным для столь поэтического названия. Истина (как обычно!) расположилась где-то между: для статуса по-настоящему резонансного и обсуждаемого дебюта в хорроре Сазерленд не хватило режиссерских примочек и харизматичной героини. Джорджина Кэмпбелл доказала лояльность к жанру благодаря хитовому «Варвару», но, в отличие от Тесс в фильме Зака Креггера, в Леннон довольно сложно увидеть комплексный образ — отчужденность протагонистки граничит со сценарной непроработанностью. С другой стороны, после просмотра даже через неделю и две фильм не забывается, а складывается в тоскливую и горькую легенду о том, почему в заповедниках, в чащах и на озерах внезапно пропадают люди, которые только что были здесь. И никогда не находятся ни живыми, ни мертвыми.