Неудачная попытка перенести на экраны жизнь оставшегося в тени ученого.
До начала войны Станислав Улам (Филип Тлокински) переезжает в США вместе со своим младшим братом Адамом (Матеуш Вецлавек). Они оба обеспокоены ситуацией в Польше и надеются, что их сестра с родителями смогут к ним присоединиться. Ну а пока что Станислав работает преподавателем математики в Гарварде, любит карточные игры и демонстрирует своим студентам маневры, основанные на теории вероятностей. Вскоре начинается война, и Джон фон Нейман (Фабиан Котецки), величайший математик, предлагает ему отправиться в Лос-Аламос, чтобы вместе с другими учеными работать над созданием бомбы.
Создание ядерного оружия и изменения, которые оно принесло впоследствии, стали травматической главой в мировой истории, и уже через несколько лет эта кровоточащая рана человечества перенеслась на экраны. Не раз режиссеры пытались поднять столь болезненный вопрос в своих работах и показать животный страх перед концом всего мира. Но большинство кинематографистов рассказывали и рассказывают нам истории мирных жителей, чья повседневная жизнь оказывалась под угрозой из-за политики своих стран. Историй о самих ученых, принимавших участие в разработке страшного оружия, пожалуй, крайне мало. В этом ключе смотреть фильм «Превратности разума» довольно любопытно: вот Эдвард Теллер, так называемый «отец водородной бомбы», а вот жены физиков и математиков, готовые принести детей в мир, который их отцы могут уничтожить по щелчку пальца.
Фигура Улама не так известна, как имена других ученых. Здесь появляется Роберт Оппенгеймер, координатор Манхэттенского проекта, и уже упомянутый Эдвард Теллер. Эти люди так или иначе могут быть знакомы зрителю, но едва ли кто-то ранее слышал о польско-еврейском математике Станиславе Уламе. А между тем его вклад в проект был неоценим. Скажем только, что он был ответственным за метод Монте-Карло, в подробности которого вдаваться сейчас нет смысла.
Фильм, говорящий о науке, лишь ходит вокруг да около работы ученых. На самом деле основные темы картины связаны с моральными и этическими проблемами, с которыми сталкиваются герои. Выходя за рамки научного вопроса, лента пытается раскрыть более амбициозные идеи, но ей оказывается не под силу рассказать обо всем и сразу за отведенный хронометраж. Если сначала группа ученых была заинтересована в создании бомбы, чтобы обеспечить победу над нацистской Германией, то вскоре после капитуляции немецких сил их мотивация оказывается подорванной. Нужно ли им продолжать свою работу? В чем смысл проекта? Насколько «правильно» создавать ядерное оружие ради безопасности этого мира? Моральная дилемма захватывает мысли Станислава, который, бродя по пустыне со своим приятелем, начинает задаваться философскими вопросами и переживает настоящий экзистенциональный кризис.
Сценарист и режиссер Торстен Клайн опирается на мемуары самого Улама, и, возможно, в этом заключается главная проблема фильма – он похож на попытку прорваться через плотный текст без риска сделать шаг в другую сторону. Как байопику картине не хватает будоражащих моментов, как авторскому высказыванию об абсурдности реальности фильму не хватает размышлений. Это тот самый случай, когда говорить о ленте гораздо интереснее, чем смотреть её. В конечном итоге нам остается только следовать за судьбой математика, чья жизнь, к сожалению, так и не оживает на экране, а неторопливо ползет к титрам.