Крепко сбитый по форме, но совершенно неуклюжий мидквел «Заклятия», не способный ни испугать, ни развеселить
1968 год. Демонологи Эд и Лоррейн Уоррены изолируют одержимую куклу Аннабель, терроризировавшую группу молодых сиделок, от внешнего мира и помещают нечисть в самодельный оккультный музей. Спустя год супруги отправляются в деловую командировку на один день, оставляя дочь Джуди под присмотром няни. Девочка в курсе родительских дел, и ей известно, как опасно все, что хранится в их подвале. В том числе фарфоровая кукла из стеклянного ящика. Но в ходе некоторых событий кукла вырывается на свободу, пробуждает других духов «музея Уорренов» и открывает охоту на Джуди и её окружение.
Успех «Заклятия» Джеймса Вана абсолютно заслужен – действительно креативный и стилистически выдержанный хоррор-аттракцион сильно выделялся среди однообразных страшилок тех лет (и монополии серии «Паранормальное явление»). Однако, при всех очевидных достоинствах «Заклятия», многих больше всего зацепила кукла Аннабель, поспособствовавшая расширению кинематографической вселенной имени Уорренов. Нетрудно догадаться, что фильм звезд с неба не хватал, так ещё и вышел он на свет лишь для того, чтоб собрать денег и разогреть публику перед премьерой второго «Заклятия». Но с выходом официального продолжения истории супругов Уоррен маховик спин-оффов лишь усилил свое вращение благодаря появлению в сиквеле ещё большего числа запоминающихся демонов (включая Скрюченного Человека и Монахиню). При этом Аннабель по-прежнему осталась маскотом франшизы «Заклятия» и даже получила нормальный приквел за постановкой Дэвида Ф. Сандберга («Аннабель: Зарождение зла»). Теперь же настало время для Аннабель вернуться домой («Аннабель возвращается домой» – оригинальное название фильма). И это «Заклятие 1.5».
При таком уничижительном определении, как «промежуточная часть», сложно сказать, что третье «Проклятие Аннабель» бесполезнее первого. На самом деле всё ровно наоборот. Это первый спин-офф «Заклятия», в котором фигурируют персонажи Патрика Уилсона и Веры Фармиги. Плюс это прямое продолжение того самого пролога с куклой, которое в идеале должно было расширить рассказанную в фильме Вана мини-историю, а вместе с этим раскрыть потенциал титульной злодейки. На деле с этими задачами фильм не справляется. Первые 10 минут «Проклятия» сделаны для фан-сервиса и ради подводки к более подробному исследованию содержимого «музея Уорренов», которое впоследствии и будет наводить ужас на зрителей вместо Аннабель. Подобно фильмам по комиксам, добавляющим всё больше и больше героев для продажи игрушек, в «Аннабель» духи активируются лишь ради того, чтобы впоследствии javascript:void(0);была запущена серия «оригинальных» ответвлений. Про Лодочника с его фетишем на монетки, про Американского оборотня в Лондоне, про Самурая с его трагичной историей и т.д. Иногда количество образов на один квадратный миллиметр плёнки настолько зашкаливает, что происходящий spooky-fest приобретает очертания кроссовера Эббота и Костелло с классическими монстрами Universal. Хотя сильнее всего Аннабель вызывает ассоциации с «Мурашками» или канадским «Боишься ли ты темноты?». А точнее – с худшими их эпизодами, которые очень сильно стараются походить на творения Стивена Кинга с его симбиозом мелодрамы и ужаса, но на выходе получающие черт знает что.
Уилсон и Фармига выдают нецелостный перформанс, слишком резко меняя тон повествования и перескакивая с серьезных бесед о сверхъестественном на обмен взаимными любезностями. Кажется, актеры порядком подустали от своих образов и просто хотят получить чек. Компенсирует этот недостаток Маккенна Грейс, исполняющая роль Джуди Уоррен, актриса явно заинтересована в происходящем и практически тащит на себе весь фильм. Другое дело, что материал, с которым актерам приходится работать, донельзя беззубый. Что уж говорить про характеры, которые добавляют веса определению «стереотипный». Взять хотя бы персонажа Кэти Сариф, которая, несмотря на внятную мотивацию, превращается чуть ли не в собирательный образ из тех самых персонажей хорроров, которым только дай волю, они откроют ящик Пандоры чисто по приколу. С таким креативным концептом, как здесь (зловещий подвал, из которого выбирается целый пантеон монстров), сюжет мог бы превратиться в нечто ироничное, но франшиза легкой подачей не отличается, триквелу приходится соответствовать угрюмому наследию. Так что у нас здесь семейная драма, однобоко рассуждающая на темы скорби и раннего знакомства со смертью.
Сама Аннабель смело пополняет перечень киношных злодеев вроде Ганнибала Лектора, Сильвы из «Скайфолла», Локи и многих других. Она здесь эдакий злой гений, который не упускает ни одной возможности подпортить жизнь героям и периодически включает режим «Мориарти», задавая вопрос «Скучали по мне?!». Не скучали. И после такого триквела, нагло доящего франшизу, оставляя зачин для миллионов спин-оффов и даже потенциального софт-ребута «Заклятия», заскучаем нескоро. Память Лоррейн Уоррен, конечно, не опорочена, но франшиза в большой опасности. Если здесь уже откровенно плюют на хронологию событий, добавляя в фильм артефакт, которого там быть не должно (в 1969 году магическим образом оказывается шкатулка из 1971 года), а демонов изгоняют кадрами из первого «Заклятия», то страшно представить, к чему жадность продюсеров приведёт эту серию.
С 27 июня в кино.