Джерард Батлер спасает похищенную супругу в неприглядном боевике второго, а то и третьего сорта.
Уилл (Джерард Батлер) отправляется с женой Лизой (Джейми Александр) навестить её родителей. Мало того что завидным брак не назовешь — разногласия, измена супруги и надвигающийся развод, — так еще и Лиза внезапно исчезает прямо на автозаправке, зайдя на минуту в ближайший супермаркет. Уилл быстро выходит из себя: сначала трезвонит в полицию, а затем переходит к самодеятельности, пытаясь разыскать пропавшую в одиночку. Во вчерашнем застройщике и мирном семьянине неожиданно пробуждается меткий стрелок и выносливый солдат — дело оказывается очень темным.
Джерард Батлер, звезда «300 спартанцев» и «Законопослушного гражданина», решил продать душу продюсерам, клепающим третьесортные боевики. Не самый благородный путь для артиста, который подавал надежды в 2010-х, но сделка есть сделка — той же дорогой пошли Брюс Уиллис и Лиам Нисон, чей дьявольский контракт, по ощущениям, длится уже вторую декаду лет. Батлер начал сравнительно недавно, хотя свой мачистский потенциал реализовал сполна: снялся в боевой трилогии о спецагенте, который спасает президентов и мировых лидеров («Падение Олимпа/Лондона/ангела»), а дальше уже по накатанной: дерзкие копы, капитаны подводных лодок, профессиональные убийцы — основной ряд номеров, которыми может похвастаться шотландский артист. С тех пор творческие выходы отличаются разве что уровнем растительности на лице: в одном фильме Батлер бритый, в другом — нет. Можно обойтись без диаграммы, чтобы увидеть актерскую регрессию: от дорогостоящего кинотеатрального экшена Батлер перешел к триллерам, которые не получают широкого охвата. В этом смысле «Пропавшая» — преодоление красной черты, грозящее артисту бесславными годами и лавиной поделок в формате «кино для кабельного ТВ». Пресса бережет нервы и в упор не замечает фильма Брайана Гудмана, если и появляются единичные отзывы, то в качестве полигона для красноречия, а российская премьера фильма, можно сказать, организована в сугубо медицинских целях — как нашатырь для обморочного проката.
«Пропавшая» — триллер с редким диагнозом, запущенный случай даже для копеечного кинопроизводства, где фильмы создают на коленках для быстрой прибыли. Перво-наперво, у авторов нет никаких ресурсов, чтобы даже банально подрессировать зрителя — того требуют жанр и заданные сюжетом условия: у героя исчезает жена прямо в продуктовом магазине, и спустя минуты супруг уже как на раскаленных углях. Мало ли что случилось с героиней Джейми Александр: она могла и встретить любовника, и упасть в кроличью нору, и застрять в любимом кулинарном отделе. Или затеять хитрую авантюру в духе Эми Данн из «Исчезнувшей» — брак-то все равно дышит на ладан, в таком случае всегда найдется повод проучить мужа. Однако нет. Режиссер Брайан Гудман и сценарист Марк Фридман пошли по пути наименьшего сопротивления, сбросив балласт напускной интриги за полчаса до финала: все ответы ложкой скармливают, и за истиной далеко ходить не надо — жена попадает в криминальные неприятности. Однако то, как вчерашний застройщик стал метким стрелком и смог самолично расправиться с преступниками, — отдельный вопрос, на который поленился ответить даже сценарий. С Лиамом Нисоном в «Заложнице», например, было куда проще — в отставном военном пробуждали зверя и мигом вытаскивали из пенсионной неги. В «Пропавшей», явно написанной на бегу и абы как, сюжет поленился пуститься в объяснения: простые, сложные, неожиданные, глупые. Зачем, право слово, множить сущее без необходимости — и так сойдет.
Понятное дело, что авторы сделали ставку на эмоциональный интеллект Батлера, но звезда «300 спартанцев» всегда был довольно безучастен и апатичен (именно это обусловливало его наиболее удачные выступления — в том числе холодную стойкость царя Леонида). Лучший индикатор состояния Уилла — это взмокшая от пота рубашка, в которой супруг доблестно проводит все полтора часа: пинает подозреваемого, бежит от полиции, прокрадывается на конспиративную базу. Есть, конечно, ироничный момент, где Батлер включает актерскую игру, заговаривая зубы какому-то тучному охраннику, — и даже на это нельзя смотреть без жалости и подспудного ощущения, словно над тобой издеваются. В остальном что персонаж Батлера, что его жена застряли на стадии бета-тестирования (есть еще неубедительные флешбэки, которыми пытались показать всю противоречивость брака, но дали результат на уровне стоковых фотографий). В фильме нет ни характеров, ни развития, ни вменяемой мотивировки — это сырой продукт, оставленный и забытый в монтажной, о рендеринге которого решили не беспокоиться. Тут есть смехотворные валяния друг друга — драка вроде как. Есть обескураживающий компьютерный взрыв — по качеству визуализации, наверное, мы видели такое в видеоиграх двадцатилетней давности. Есть и «уникальное» решение по цветовой коррекции, с сырой и дохлой картинкой, которая точно не располагает к кинотеатральному просмотру, — подобное стоит включать только в фоновом режиме.
«Пропавшая» — стальной гвоздь в крышку гроба боевика, жанра, изрядно вымотанного за последние тридцать-сорок лет («очередной американский экшен второго сорта» — это уже полноценный эпитет). Если существует абстрактное цифровое кладбище, где хранятся стрелялки для стримингов, то лента Брайана Гудмана должна пополнить эти ряды. Беспощадный в своей дешевизне, смехотворный по актерскому исполнению и выпущенный в недоваренном виде — теперь любой маскулинный выход Батлера будет встречен с большим подозрением.