История Байарда Растина — одного из ключевых лиц в борьбе за гражданские права.
Марш на Вашингтон является крупнейшим мирным протестом, в котором приняли участие больше 200 тысяч человек. Демонстрация известна благодаря культовой речи Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта». Лидер движения затмил другого борца за гражданские права: Байард Растин был одним из организаторов акции. Фильм сосредотачивается на забытой фигуре, которая пытается объединить единомышленников и шагнуть навстречу свободе.
«Растин» не пересказывает всю биографию американского активиста. Перед нами определенная глава из жизни Байарда, которая, вероятно, раскрывает его наилучшим образом. Пока герой готовится к маршу и собирает вокруг себя решительно настроенную команду, зритель изучает его личность: Растин — безумно харизматичный человек, пропагандирующий ненасильственные методы борьбы. Каждая его речь впечатляет окружающих и раздражает врагов (которых даже среди соратников предостаточно). Важнейший борец за гражданские права получает заслуженную минуту славы. Едва ли российский зритель был знаком с достижениями Растина, в отличие от заслуг того же Мартина Лютера Кинга.
Во время просмотра не покидает ощущение, что новинка Netflix заточена специально под «Оскар». У картины есть все шансы оказаться обсуждаемым фильмом во время наградного сезона: сложный, но обаятельный герой, историческая личность, заслуживающая признания, и важная веха в американской хронике. А за режиссуру отвечает Джордж С. Вольф, чья картина «Ма Рейни: Мать блюза» участвовала в оскароносной гонке 2020 года. При всех достоинствах «Растину» не хватает шероховатости и непредсказуемости. Иными словами, сюжет пестрит знакомыми деталями стандартного биографического фильма.
Тем не менее «Растину» хочется простить недочеты, и заслуга в том Колмана Доминго. В течение первых минут зритель сразу же подпадает под чары актера, который сияет в каждой сцене и стремительно идет к номинации на «Оскар». Под джазовую музыку и быстрый монтаж главный герой блещет остроумием и демонстрирует способность выигрывать в любом споре. Сложно представить, как сложилась бы судьба «Растина» без Доминго. Блестящий перформанс вытягивает типичный сюжет и заставляет чуть больше проникнуться историей человека, который остался в тени видных общественных деятелей.
Очевидно, что традиционные байопики приелись зрителям, а любой выход за границы жанра вызывает как минимум любопытство. Фильм Вольфа же не стремится к экспериментам, а, напротив, идет по протоптанной дороге. Разумеется, «Растин» ценен по иной причине: картина повышает осведомленность публики. Речь не столько о сложной подготовке знаменательного марша, сколько о яркой исторической личности, которая ни много ни мало изменила мир. Вопрос в другом: что если забытый американский герой заслуживает более эффектного фильма?