Французская трагикомедия о девушке, которая учит кунг-фу чтобы избавиться от абьюзивного мужа
Девушка Зора (Сабрина Уазани) знакомится с Омаром (Рамзи Бедиа) в небольшом деревенском магазинчике под хлесткие звуки ударов идущих по ТВ «Боевых искусств Шаолиня». Спустя три месяца они женятся, толком и не успев друг друга узнать. Омар оказывается домашним абьюзером, но Зора не может от него так просто уйти. Сначала из-за банального страха, потом — из-за родившейся дочки. Чтобы хоть как-то защитить себя, она начинает проходить курсы самообороны на YouTube. А затем случайно знакомится в спортзале с охранником-китайцем. Он оказывается мастером кунг-фу и берется обучать Зору.
«Развод в стиле кунг-фу» — из тех фильмов, чье жанровое позиционирование может легко обмануть зрителей. Намек на комедийную нетленку Стивена Чоу «Разборка в стиле кунг-фу» здесь скорее случаен, либо же сделан с простой целью привлечь внимание. Потому что никакой сумасшедшей эксцентрики в картине Мабрука Эль Мекри нет, да и кунг-фу здесь не так уж много. В «Разводе», по сути, всего две полноценных боевых сцены. Одна из них — в самом финале, другая и вовсе идет на фоне титров. Что даже немного обидно: потому что с точки зрения хореографии и какого-то экшен-креатива она поставлена неплохо.
Просто кино не об этом. В сцене знакомства Зоры с азиатским кунг-фу мастером тот повторяет героине одно слово: «Кухня». Он не пытается мизогинно обидеть девушку (как она, разумеется, поначалу думает), а лишь намекает, что учиться сражаться нужно именно там, где в итоге и пройдет сама битва. Зора воспринимает совет буквально, наизусть запоминает расположение всей мебели в квартире и учится использовать пространство кухни себе на пользу для будущей драки. Но мастер, думается, говорит немного о другом. Кунг-фу для Зоры становится не столько способом физически победить мужа-абьюзера (хотя и это тоже), сколько методом познать себя, перестать бояться и наконец поверить в собственные силы.
Получается, что фильм относится к восточным учениям куда серьезнее, чем можно было бы подумать по его яркому названию. Битвы Зоры действительно происходят на кухне, в тесных стенах квартир и автобусов. Битвы, в первую очередь, с самой собой. «Развод в стиле кунг-фу» показывает абьюзивные отношения неожиданно трезво и сложно для своего бронебойного концепта. Зора хочет уйти, но не может. Она защищает супруга перед полицией, скрывает синяки под очками, ссылаясь то на коньюктивит, то на расслоение сетчатки. В конце концов, не может объяснить дочери, что ее милый и добрый отец совсем не такой за стенами спальни. Для нее сражение с собственными страхами и неуверенностью оказывается куда сложнее, чем любая битва с тысячью обученных врагов. В фильме «Все, везде и сразу» — другой картине 2022-го, где экшен жил бок-о-бок с личной драмой — звучала фраза о том, что «даже мизинчик может быть кунг-фу». Так вот, согласно Мабруку Эль Мекри, «даже развод может быть кунг-фу».
«Все, везде и сразу» вспоминается не случайно. Главная проблема «Развода в стиле кунг-фу» — в его тоне. Эль Мекри стоило бы поучиться у дуэта «Дэниелов», как можно работать на контрастах, быть одновременно глупым и бесконечно трогательным. Его «Разводу» вроде бы и хочется немного подурачиться, но мешает строгая тема. Тянет к психологичности — но углубиться не дает жанровая прямолинейность: травмы Зоры здесь без всяких стеснений проговариваются закадровым голосом. Вот и получается, что фильм останавливается где-то посередине, работает в полумерах. Он и не то чтобы безумно смешной, и не такой уж печальный, не экшен, не комедия, да и не очень-то драма. Приятная безделушка, сделанная точно не без таланта, но лишенная каких-либо творческих рисков.