На фестивале «Пример интонации» состоялась премьера «Русских снов», беспросветного и быстро утомляющего дебюта Антона Елисеева.
После смерти матери дерзкого и хамоватого подростка Колю (Владислав Сидоренко) представитель соцопеки отвозит в глухую деревню к бабушке (Тамара Зимина). В этот же день на свободу должен выйти из тюрьмы отец мальчика. У бабушки в доме уже живёт единокровный брат Коли Ваня (Юрий Аникин), о существовании которого подросток не подозревал. Проходит день, а папа всё не идёт. Мальчики волнуются и идут искать запропастившегося родственника.
«Русские сны» — полнометражный кинодебют уральца Антона Елисеева, театрального режиссёра и ученика Николая Коляды. Картину спродюсировал фонд Александра Сокурова «Пример интонации». Фильм был закончен за несколько дней до старта одноимённого фестиваля. В основе сценария лежит пьеса современного драматурга Романа Козырчикова «Русская сказка». Съёмки проходили в Екатеринбурге, а также в поселках Аять и Камышево Свердловской области. В кадре исключительно уральцы, многие дебютанты, как и постановщик.
За плечами Елисеева два коротких метра, в том числе очаровательная комедия с остроумными диалогами «Хорошая девочка Лида», победившая на «Кинотавре» в 2021 году. «Русские сны» не имеют ничего общего с «Лидой», это фильмы-антиподы. Полнометражная картина Елисеева является некомфортным и беспросветным кино о провинциальной хтони. В сравнении с «Русскими снами» «Груз 200» Балабанова и «Жить» Сигарева — оптимистичные картины.
В фильме Елисеева нет ни единого положительного персонажа. Вроде бы зрителям предлагается сопереживать оставшемуся без матери Коле, которому в деревне будет явно несладко, но на первых же минутах мальчик конфликтует с представителем соцопеки и разбивает старшему нос. Подросток вообще при любой удобной возможности пускает в ход кулаки и подленько улыбается. Бабушка находится в полубредовом состоянии: весь день сидит на печи и только причитает, что их семья — проклятое племя. Похоже, старушка не ждёт от жизни ничего и уверена, что будущим поколениям на роду написано только страдать. Внука Ваню на деревне считают дурачком. Возможно, мальчик отстаёт в развитии, но ежедневно ухаживает за пожилой родственницей и производит впечатление забитого и истеричного ребёнка. Не исключено, что в другой среде у Вани было бы будущее, но только не в богом забытой уральской деревне. Большой вопрос, будет ли подросткам и бабушке хорошо, когда домой вернётся зэк. Но мальчики всё же не хотят быть сиротами. Коля и Ваня рассуждают, что лучше злой и побивающий отец, чем никакой.
На втором плане вечно пьющий местный участковый и его подруга. По селу побирается тоже сидевший пироман-психопат (Олег Ягодин). Участковый или бездомный — возможное будущее для Коли и Вани, если подростки не сопьются раньше. Водку мальчикам за столом уже наливают. Деревня находится вдали от цивилизации, кругом метровые сугробы да лес с голодными волками, домашнее насилие давно стало нормой, все взрослые либо круглосуточно заливаются, либо сидят в тюрьме — какое будущее может быть здесь у детей? Единственный разумный вариант — бежать куда глаза глядят.
Но лучше ли в остальной России? Если верить Антону Елисееву, то нет. Изредка и внезапно Коля засыпает, но видятся ему не счастливые грёзы, а настоящие кошмары. От хтони не убежать и не скрыться. Действие снов происходит в поезде, который, возможно, символизирует страну. То мальчик видит, как какой-то мужчина в наколках колотит маму, то убегает от этого же мерзкого типа, то оказывается в тесном купе, где несколько жутковатых попутчиков, в том числе мама, едят руками курицу. Жареная птица показана отталкивающим крупным планом. Выполнены сны в аляповатой стилистике: желтоватые тона посередине и размытие у рамки кадра.
В России давно и успешно снимают кино об ужасах нашей жизни. Трудно сказать, зачем нужно ещё одно подобное произведение, никак не выделяющееся на фоне конкурентов художественным языком. Сюжет «Русских снов» условен и второстепенен. Складывается впечатление, что постановщик хотел показать в концентрированном виде все представимые ужасы на знакомых реалиях. Уже на 15-й минуте становится очевидно, что ждёт зрителей дальше. Не очень понятно, на кого ориентировано невыносимое и не оставляющее ни единого лучика надежды кино. Будто окружающая реальность безмятежна и прекрасна, а потому фильмы должны пугать расслабившуюся аудиторию. Только сильные духом смогут досидеть до конца «Русских снов».