
Расследование убийства президента в подземном городе мечты от создателя сериала «Это мы».
Пять утра. Так и не сомкнувший за ночь глаз мужчина (Стерлинг К. Браун) нехотя поднимается с постели. Дальше все по расписанию: пробежка, душ, завтрак с детьми, работа — день распланирован буквально по минутам. Он глава службы безопасности президента, агент Ксавье Коллинз. Выбрав из десятка одинаковых рубашек и пиджаков в гардеробе наиболее подходящие, Ксавье отправляется на службу. После прибытия на рабочее место и соблюдения всех формальностей агент обнаруживает президента Брэдфорда (Джеймс Марсден) мертвым в собственной спальне. Улики отсутствуют, на записях с камер наблюдения ничего нет, а последний, кто видел президента живым, — сам Коллинз. Вечером прошлого дня между мужчинами завязался диалог. Теперь агенту предстоит провести сложное расследование и найти убийцу высокопоставленного чиновника. Дело осложняется тем, что все произошло в городе Рае — населенном пункте на 25 тысяч человек под землей. В бункерах собрались отобранные правительством США граждане, пытающиеся вести нормальную жизнь после масштабной катастрофы, уничтожившей большую часть населения земли.
Шоураннер Дэн Фогельман — выпускник студии Pixar, из-под пера которого вышли сценарии мультфильмов «Тачки» и «Тачки 2». Однако надолго задерживаться на территории анимации Фогельман был не намерен, и уже в 2014 году он дебютировал в режиссуре фильмом «Второй шанс» с Аль Пачино в главной роли, а в 2018-м закрепил успех картиной «Сама жизнь», участие в которой приняли Оскар Айзек, Оливия Уайлд и Антонио Бандерас. Несмотря на теплый зрительский прием, карьера Фогельмана как постановщика на данный момент ограничивается лишь двумя картинами. Вместо режиссерского кресла он выбрал кресло шоураннера. В 2016 году Фогельман добился успеха с сериалом «Это мы». Драма о семействе Пирсонов была отмечена массой престижных наград, в том числе тремя премиями «Эмми» и одним «Золотым глобусом». В растянувшемся на шесть сезонов шоу Фогельман исследовал историю одной семьи, то и дело органично соединяя конвенциональную мелодраму с детективом. «Рай» же стал еще более амбициозным проектом, в который помимо детективной составляющей и массы клиффхэнгеров и твистов из «Это мы» перекочевал еще и ведущий актер Стерлинг К. Браун.
В «Рае» Фогельман умело жонглирует жанрами, породнив между собой не только политический триллер с семейной драмой, но и антиутопию с фильмом-катастрофой. Сюжет постепенно раскрывается с помощью флешбэков, на которых построено все повествование, складываясь в до невозможности актуальный портрет современности. Пока мир стоит на грани экологической катастрофы, большинство стран заботит лишь внутренний боевой потенциал, а в Белом доме заседает президент-самодур, за спиной которого стоят жадные до власти миллиардеры. Во время масштабных катаклизмов ведущие страны вместо попытки спасти граждан решаются на обоюдное применение ядерного оружия. Поэтому «Рай» становится в один ряд не только с «Укрытием», но и с прошлогодними «Фоллаутом» и «Концом света».
Однако большая степень родства у сериала Фогельмана прослеживается с «Остаться в живых». Здесь и лихо закрученное повествование, сдобренное массой флешбэков, и постоянное желание шокировать зрителя, подбрасывая ему новые загадки в каждом эпизоде. Остались ли на поверхности выжившие? Что именно случилось с землей? Умерла ли жена Коллинза? Кто же все-таки убил президента и почему правительство Рая скрывает его смерть ото всех? Вопросы, которые будут мучить не только зрителей, но и персонажей. Расследование Коллинза разозлит местного демиурга, стоящего за спиной погибшего президента и буквально программирующего реальность. Вместо идеального мира они построили мини-копию мира почившего. Всем заправляют сидящие в кабинетах богачи, пока народ живет в иллюзии. Рухнул старый мир, но классовое неравенство, вседозволенность и отсутствие границ у абсолютной власти контрабандой протащили с собой счастливчики, для которых нашлось место в бункере.
Фогельман не только грамотно повышает накал страстей от эпизода к эпизоду, постепенно раскрывая мотивы каждого из героев, но и органично ссылается на поп-культуру и произведения искусства, дополняя и без того детально проработанный мир. Харизматичный президент то и дело слушает рок 80-х и цитирует «Крепкого орешка», а в одной из сцен в кадре появляется картина «Противомоскитные сетки» американского живописца Джона Сингера Сарджента. Дамы на полотне укрылись темным пологом от комаров, наивно полагая, что это спасет от насекомых. Равно как и президент укрылся от агонизирующего мира в безопасном городе, но это не спасло его от потенциального убийцы.
Однако «Рай» запоминается не только актуальным взглядом на сегодняшний день вкупе со складной детективной составляющей, но еще и блестящими актерскими партиями. Агент Коллинз в исполнении оскаровского номинанта Стерлинга К. Брауна предстает глубоко травмированным и скорбящим мужчиной. За непробиваемым телом — в одном из эпизодов он буквально останавливает собой пулю — скрывается ранимая душа, тоскующая по второй половинке. Актерская харизма Джеймса Марсдена — ранее уже исполнявшего роль президента США в фильме «Дворецкий» — позволяет представить главу нации не просто легковесным управленцем, а глубоко трагичной фигурой, ежедневно вынужденной принимать сложные и не всегда гуманные решения. Фогельман словно в очередной раз напоминает: политика — дело грязное, а играть в этой грязи привыкли богачи. Однако самая яркая роль отдана на откуп Джулианне Николсон, вновь демонстрирующей широкий актерский диапазон. На этот раз актриса воплотила образ практически демонической антагонистки, главная цель которой — сохранение мира и спокойствия в подземном городе любой ценой.
«Рай» определенно придется по вкусу фанатам «Остаться в живых» и зрелищных антиутопий по типу «Мира Дикого Запада» — наличие Марсдена в касте приятный бонус. Сериал удивляет не только обилием клиффхэнгеров, но и выверенной драматургией. Шоу уже продлили на второй сезон, и высока вероятность, что главные сюжетные потрясения еще впереди.