Один из лучших американских дебютов прошлого года — хаотичная и клаустрофобная кринж-комедия Эммы Селигман.
После будничного секса с папиком-спонсором Максом (Дэнни Деферрари) студентка Даниэль (Рэйчел Сеннотт) спешит на шиву — поминки, на которых собрались все сливки местного еврейского сообщества. Правда, в этот раз постоянные расспросы о романтических партнерах, работе и планах на будущее — меньшая из ее проблем. На поминки внезапно заявляется не только бывшая девушка Дэниель, обожаемая всеми Майа (Молли Гордон), но и Макс с грудным ребенком и оскорбительно успешной и красивой женой, о существовании которых Даниэль даже не догадывалась. В течение поминок героине предстоит маневрировать между любопытными соседями, бывшей, к которой у нее, кажется, до сих пор остались чувства, и обманывающим ее любовником, при этом делая все возможное, чтобы не сойти с ума здесь и сейчас.
Как и приличное количество режиссерских дебютов американских постановщиков последних десяти лет, «Шалом, папик!» вырос из одноименной короткометражки, и это, конечно, заметно: в худшие моменты начинает казаться, что создательница повторяется и раз за разом вынуждает героиню прожить очередной бесячий разговор только ради того, чтобы хоть немного растянуть хронометраж. С другой стороны, «Шалом, папик!» — это чуть ли не образцовый пример того, как молодой кинематографист может вернуться к старой работе и развить очевидно близкую сердцу историю до полного метра. Дебют Селигман — это не просто повторение пройденного материала, а как раз работа над ошибками, развитие ее режиссерских и сценарных навыков. Поэтому лучший комплимент, который можно дать молодой постановщице, это сказать, что ее 80-минутный фильм напоминает короткометражку только тем, что пролетает так же незаметно, как его восьмиминутный первоисточник.
Лучше всего дебют Эммы Селигман можно описать через другие связанные с еврейскими героями и традициями фильмы: представьте смесь абсурдной безысходности «Серьезного человека» братьев Коэн, нонконформизм и желание разрушить табу из «Неповиновения» Себастьяна Лелио и, конечно, беспокойную, напряженную атмосферу «Неогранённых драгоценностей» братьев Сэфди. Это и есть «Шалом, папик!» — насквозь еврейская, неуютная комедия на грани с герметичным триллером и клаустрофобным хоррором, которая одинаково успешно цепляет зрительское внимание и заставляет отойти от экрана, расслабиться и выдохнуть после этой кринж-пытки. Это главный плюс и недостаток фильма: часть зрителей будет очарована фарсом, теснотой и неуютной атмосферой, другая — попросту не сможет выдержать бесконечные издевательства над героиней, которая этого не заслужила.
«Шалом, папик!» — это не фильм-заявление о токсичном религиозном обществе, которое лицемерно улыбается тебе в глаза, но с наслаждением критикует тебя за спиной просто потому, что ты не хочешь вписываться и пытаешься найти свой путь. Нет, это скорее фильм-репрезентация — и евреек-бисексуалок с папиками, и наивных, неуверенных в себе и смятенных двадцатилетних девушек, которые вроде бы отрезали пуповину и стали самостоятельными от родителей, но все равно нуждаются в том, кто в нужный момент протянет руку помощи. Наверное, поэтому если фильм и станет культовым, а именно эту судьбу ему и пророчат, то точно не в статусе локальной еврейской комедии, а скорее как универсальная и близкая многим история взросления, которая после 80 издевательских минут подарила зрителю один из самых оптимистичных и честных финалов последних лет.