Воодушевляющий байопик от Джона Ридли, сценариста «12 лет рабства», с Реджиной Кинг в главной роли.
В 1968 году школьная учительница Ширли Чисхолм (Реджина Кинг) становится первой темнокожей женщиной, которую избирают в Конгресс США. На работе коллеги все еще смотрят на нее свысока, но героиня не опускает руки и продолжает бросать вызов обществу. В 1972 году Чисхолм решает, что время пришло: конгрессвумен заявляет о намерении выдвинуть свою кандидатуру в президенты от Демократической партии. Впереди Ширли и команду ожидает тернистый путь, где сексизм и расизм будут идти рука об руку, но вера в справедливость и надежда на светлое будущее никогда не угаснут.
Ширли Чисхолм оказала огромное влияние на американскую историю. Конгрессвумен уже попадала в центр внимания кинематографистов: один из последних примеров — мини-сериал «Миссис Америка» о второй волне феминизма. В проекте Hulu роль Чисхолм сыграла Узо Адуба, которая удостоилась премии «Эмми». На этот раз великую женщину воплотила на экране Реджина Кинг — перформанс актрисы завораживает и, вполне возможно, будет отмечен в следующем наградном сезоне.
Если бы было необходимо описать Ширли Чисхолм в одном предложении, то стоило бы упомянуть два важных факта: она не боялась противостоять предрассудкам и очень любила молочный коктейль из McDonald's. По крайней мере, такой портрет представлен в фильме Netflix. Разумеется, при просмотре нет как таковой интриги в духе политических триллеров. Доподлинно известно, что американка не займет высший пост страны — в конце концов пока что ни разу ни одна женщина не выигрывала в президентских выборах США. Чисхолм же проиграла еще на этапе праймериз. Но, кажется, цель конгрессвумен заключалась не столько в попытке переехать в Белый дом, сколько в желании дать гражданам надежду.
«Ширли» с первых кадров показывает Чисхолм как аутсайдерку: женщина занимает место для групповой фотографии возле Капитолия в окружении мужчин в деловых костюмах. Позже один из коллег подойдет к Ширли и в очередной раз напомнит, что та получает такую же зарплату, как он: конгрессмен не может перестать удивляться этому шокирующему факту. После того как Чисхолм объявит о решении баллотироваться в президенты, уровень пренебрежения будет лишь расти. Не только политики продолжат пренебрежительно относиться к кандидатуре соперницы, Ширли лишится поддержки и семьи, и лидерок феминистического движения. Конгрессвумен находится под постоянным давлением, вынужденная раз за разом доказывать, что она имеет право на то же, что и белые мужчины средних лет. Зато популярность Чисхолм растет в кругу студенчества: молодежь ощущает ветер перемен и осознает важность выдвижения темнокожей американки в президенты.
«Ширли» — довольно типичный биографический фильм, который сосредотачивается на отдельном эпизоде из жизни известной личности. Совсем недавно на Netflix выходила похожая лента под названием «Растин» с Колманом Доминго в главной роли — история о борце за гражданские права. Сложно избежать сравнения двух картин: Чисхолм и Растин как минимум жили в одно время и оба являлись символами борьбы. В сюжете «Ширли» можно легко запутаться, если не иметь представления о тонкостях американских выборов. По сути, весь фильм — демонстрация сложной политической кампании, что придется по душе в первую очередь любителям подобной темы. Впрочем, советовать работу Джона Ридли хочется именно тем, кто, напротив, ничего не знает о заслугах Ширли Чисхолм. Пусть режиссер не блещет оригинальностью и предлагает достаточно банальный байопик о выдающейся личности, картина может стать занимательным уроком истории. И, кажется, голос Чисхолм все еще слышен в воздухе — ничего не зря и все обязательно изменится к лучшему. Не сегодня, так завтра. Не завтра, так когда-нибудь.