Качественно снятый сай-фай-экшен со вторичным сюжетом.
2065 год. Прошло десять лет с тех пор, как ядерный взрыв в Лос-Анджелесе вынудил страны Запада начать войну против умных машин. Американский сержант Джошуа (Джон Дэвид Вашингтон) работает под прикрытием в Новой Азии, где к имитантам и роботам относятся как к равным. Его цель — выйти на след таинственного Создателя искусственного интеллекта. Во время миссии Джошуа сближается с местной девушкой по имени Майя (Джемма Чан). Пара заключает брачный союз и готовится стать родителями. Однако мечты о семейной идиллии внезапно нарушает ночной рейд американского спецназа, после которого беременная Майя предположительно погибает. Спустя пять лет Джошуа соглашается вернуться на службу, чтобы помочь соотечественникам найти и уничтожить новое секретное оружие Создателя. Выполнить задание становится сложнее, когда он понимает, что это оружие — маленькая девочка-андроид (Мэделин Юна Войлс).
На этапе продакшена «Создатель» выглядел довольно перспективно. Идея развернуть сюжет вокруг противостояния людей и искусственного интеллекта была хоть и не новаторской, но как никогда актуальной. В пользу проекта говорила и его оригинальность — редкое качество для современного кинопроизводства, особенно когда дело касается блокбастеров. Детище британского режиссера Гарета Эдвардса явно выделялось: не экранизация, не ремейк, не часть франшизы, не спин-офф и не приквел. Фильм позиционировался как уникальное авторское высказывание.
В теории «Создатель» мог бы стать экстраординарной работой подобно одному из центральных действующих лиц — единственной в своем роде девочке-андроиду. На выходе получилась хоть и эффектная, но штамповка — безликая копия робота из массовки. Вся индивидуальность проекта потерялась в лавине отсылок: от «Аватара» до «Бегущего по лезвию», от «Терминатора» до «Звездных войн», от «Дитя человеческого» до «Района № 9», от «Искусственного разума» до «Апокалипсиса сегодня». В конечном итоге от оригинальной идеи остались лишь схемы. Блокбастер перегружен заимствованиями и не привносит ничего нового в жанр.
Постановщик картины Гарет Эдвардс («Годзилла», «Изгой-один: Звездные войны. Истории») вместе с соавтором Крисом Вайцем фантазирует о будущем в контексте влияния технологий на жизнь человека. Однако фильм не всегда справляется с глубиной исследования, структурно рассыпается, проваливается в сюжетные дыры. Вопрос о том, что значит быть человеком, — опостылевшее клише. Пафосные диалоги звучат неубедительно, а связь между главным героем и ребенком-андроидом слишком надуманна. Музыка Ханса Циммера вроде пытается компенсировать отсутствие внятной лирики, но и ей не всегда удается создать нужную атмосферу.
В конце концов сам подход к теме кажется чересчур поверхностным и сентиментальным. Авторы пытаются манипулировать чувствами зрителей, то и дело кидаясь в дешевую драму. Получается, надо сказать, с переменным успехом. Впрочем, к финалу слезы выжать все же удается: в момент трогательного прощания героев сложно остаться равнодушным, не растрогаться могут разве что запрограммированные на отсутствие эмпатии роботы. Во вселенной фильма подобные машины если и существуют, то не особо интересуют создателей. Все внимание авторов занимает общество андроидов-имитантов, которые так или иначе могут испытывать чувства. Машины человечнее людей — один из основных посылов картины. Проект выступает в защиту ИИ так, словно сценарий писал ChatGPT.
Зачастую вторичный сценарий — приговор, но не в случае с «Создателем». Пусть Эдвардс и не силен в создании эмоционально проработанного текста, он, несомненно, хорош в том, что касается визуальной части. Композиционно фильм выглядит лучше многих современных блокбастеров. И это при условии, что на производство картины потратили всего 80 миллионов долларов — по нынешним меркам это ничто, на аналогичные голливудские проекты уходит вдвое, а то и втрое больше. Ради экономии бюджета авторам пришлось отказаться от использования зеленого экрана и масштабных декораций. Вместо этого съемочная группа во главе с Эдвардсом и оператором «Дюны» Грегом Фрейзером каталась по миру и снимала на натуре. Компьютерная графика накладывалась поверх отснятого материала. В результате получилась выразительная картинка с впечатляющими панорамами и любопытными визуальными эффектами. Хотя с содержательной точки зрения «Создатель» не может предложить ничего интересного, качественный видеоряд сглаживает если не все, то многие недостатки.