![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
Фильм-портрет самого известного болгарского футболиста, ставшего легендой не только у себя на родине, но и в Каталонии.
Если при упоминании фамилии «Стоичков» вы тут же, без поиска в интернете, подставляете имя «Христо», то этот документальный фильм, безусловно, имеет смысл посмотреть. Как минимум для того, чтобы вновь увидеть несколько десятков голов в исполнении болгарского вундеркинда. Если же вы начинаете гуглить, то этот фильм тем более обязателен к просмотру, чтобы хотя бы просто знать о том, каков он – самый известный болгарский футболист. А для многих – и самый известный болгарин в принципе.
Главный герой некогда был «анфан териблем» (создатели любя называют его «хулиганом») мирового футбола. Достаточно вспомнить, что уже в 19 лет он был дисквалифицирован пожизненно (но всё обошлось, как вы понимаете), в свой первый же сезон в «Барселоне» потоптался по ногам судьи (привет еще двум месяцам дисквалификации), подкалывал испанского короля и заигрывал с каталонским национальным самосознанием (именно поэтому в анонсе этого текста указано, что он стал легендой Каталонии, а не Испании). Однако в фильме Борислава Колева Христо Стоичков предстает человеком лирическим и сентиментальным. Такое ощущение, что от былого Стоичкова остался только серебристый «Бентли», который смотрится несколько вызывающе, когда Христо ездит на нем по памятным для его карьеры местам. Ну а с другой стороны – на какой другой машине должен ездить трижды чемпион Болгарии, четырежды чемпион Испании, победитель Лиги чемпионов УЕФА, обладатель двух «Золотых бутс», «Золотого мяча» и так далее и тому подобное?
Режиссер Борислав Колев – известный болгарский кинокритик. И потому интересно, как прошлый профессиональный опыт Колева нашел отображение в его дебютном фильме. Единственным визави Христо, с которым тот может говорить по душам, становится актер Иван Иванов – кумир Стоичкова с молодых лет. Они смотрят любимый фильм Стоичкова (который Христо, похоже, знает наизусть) «Всё – любовь» (1979) и говорят. Точнее, говорит как раз только Стоичков, как если бы все эти годы ему некому было рассказать о наболевшем, а Иванов слушает. И плачет. Но, правда, не над рассказами Христо, а над своей собственной игрой в том фильме.
Колев снял масштабный фильм-портрет, однако личность главного героя все равно масштабнее и явно не помещается в 90 минут экранного времени. Фильм снимался три года, и многое наверняка осталось за кадром. Например, режиссер собирает некоторых других участников сборной команды Болгарии, игравших на чемпионате мира 1994 года. Они выпивают, курят, едят и смотрят по телевизору записи тех матчей. И заново проживают все те эмоции, которые накрывали их тогда. Теперь уже сам Христо был максимально близок к тому, чтобы заплакать, но так и не заплакал. Хотя весь этот эпизод снят на крупных планах, как если бы режиссер ждал подобного если не от Стоичкова, то от кого-нибудь другого. Победа над Аргентиной, Мексикой, победа в четвертьфинале над действующими чемпионами мира Германией… И триумфальное возвращение домой. А вот реакция на проигрыш в полуфинале сборной Италии так и осталась за кадром. Хотя сложно представить, что они решили этот матч не смотреть, как и сложно поверить в то, что Колев хотя бы не попросил их об этом…
И еще один необычный штрих к портрету Христо Стоичкова вытекает из явного успеха фильма – это участие в картине Йохана Кройфа, тренера «Барселоны», взаимоотношения которого со Стоичковым в свое время интересовали спортивных журналистов больше, чем непосредственно успехи «Барсы» на футбольном поле. Кройф откровенно и без прикрас расставляет все точки над i. И при этом так и остается загадкой – неужели за три года, что длились съемки фильма, главный партнер Стоичкова по «Барселоне», легендарный бразилец Ромарио, так и не нашел времени, чтобы рассказать о человеке, благодаря голевым пасам которого он однажды стал лучшим бомбардиром в Ла Лиге?